К вопросу актуальности разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования
DOI:
https://doi.org/10.25726/r6214-4472-0702-xКлючевые слова:
среднее профессиональное образование; методика преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин; образовательная программа; федеральный государственный образовательный стандарт; профессиональный стандарт; профессиональные компетенции; WorldSkills RussiaАннотация
В статье рассмотрен вопрос актуальности разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования (СПО) в современных условиях. Показана необходимость разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, требований профессиональных стандартов, международных требований к методикам и компетенциям WorldSkills Russia (WSR). Цель статьи – обоснование необходимости актуализации методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО. Задачи статьи: определение роли СПО в современной системе российского образования; анализ современной системы СПО в условиях инновационной экономики; выявление и исследование факторов, определяющих необходимость актуализации методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования в современных условиях. Гипотеза исследования: повышение качества подготовки обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования посредством формирования актуализированных методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС нового поколения, требований профессиональных стандартов, международными требованиями к методикам и компетенциям WorldSkills Russia. Методы исследования основаны на использовании общенаучных методов познания: абстракции, анализа, аналогии, комплексности, логики, синтеза, системности. Достигнутые результаты: обоснование необходимости разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО на основе ФГОС нового поколения, требований профессиональных стандартов и методик WSR как обязательного и важного условия для обеспечения формирования современной инновационной системы по подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества
Библиографические ссылки
Актуализация содержания образовательных программ с учетом интеграции ФГОС СПО, профессиональных стандартов и требований WS как необходимое условие подготовки конкурентоспособного специалиста / М.А. Иваненкова, М.В. Кисельман, Т.В. Кудрявцева, И.А. Ромашкова // Смоленская академия профессионального образования. http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-prof-edu/ivanenkova.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования. Практическое пособие / под общей ред. А.Н. Лейбовича // ФИРО РАНХИГС. https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/aktualniye_voprosi_razv_spo.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
Васильева А.А. Подготовка квалифицированных рабочих в современных условиях развития среднего профессионального образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2016. №182. С. 118-126.
Век живи – век учись: непрерывное образование в России // НИУ ВШЭ. https://ioe.hse.ru/data/2019/04/09/1176083466/Nepreryvn.obraz.-text.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
Георге И.В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы. Тюмень: ТИУ, 2016. 143 с.
Есенина Е.Ю. Методика разработки и организация экспертизы модельных проектов примерных основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, учитывающих подходы к интенсификации освоения образовательных программ в образовательных организациях, реализующих программы СПО // ФСОС СПО. Перезагрузка. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/esenina_29jan2020.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
Лысак О.Г. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров профессионального обучения средствами IT-технологий на материале математических дисциплин // Орловский государственный университет. http://oreluniver.ru/ public/file/defence/Lysak_Oksana_Grigorevna_05.04.2019.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
Методические рекомендации по разработке основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС-4, сопряженной с профессиональными стандартами, требованиями работодателей и методиками WorldSkills // Любимский аграрно-политехнический колледж. https://pu47.edu.yar.ru/dokumenti_2020/rip_lapk_met_rek__itog.docx (дата обращения: 01.04.2021).
Минпросвещения России внесло изменения в ФГОС 47 специальностей и профессий системы СПО // Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/press/3404/minprosvescheniya-rossii-vneslo-izmeneniya-v-fgos-47-specialnostey-i-professiy-sistemy-spo/ (дата обращения: 01.04.2021).
Новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям // Институт развития профессионального образования. https://www.irposakha.ru/51-ssylki-na-novye-fgos-spo-po-top-50 (дата обращения: 01.04.2021).
Осадчева С.А. Об организации работы по проекту «Разработка моделей интенсификации освоения образовательных программ в условиях актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования» в 2020 году. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/osadcheva_30jan2020_2.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
Пакет методических рекомендаций для образовательных организаций с описанием типовых регламентов интенсификации образовательного процесса для обеспечения оптимизации сроков подготовки обучающихся и построения индивидуализированных треков освоения образовательных программ среднего профессионального образования // РАНХиГС. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/sbornik_paket_metodocheskih_rekomendaciy_dlya_oo.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
Репин С.А., Колодий Е.А. Актуальность проблемы формирования дополнительных профессиональных компетенций студентов образовательной организации СПО в соответствии с требованиями современного производства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. №3. С. 34-40.
Техническое описание компетенции. Программные решения для бизнеса // АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». https://worldskills.ru/final2020/wp-content/uploads/2020/06/%D0%A2%D0%9E-271.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ: Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 декабря 2001 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/ (дата обращения: 01.04.2021).