Принципы педагогического дизайна безопасного образовательного ландшафта
DOI:
https://doi.org/10.25726/v2993-8670-1828-yКлючевые слова:
принципы, педагогический дизайн, образовательный ландшафт, принципы педагогического дизайна, безопасность образовательного ландшафтаАннотация
Статья посвящена одной из важных, можно сказать глобальных проблем – проблеме образовательной безопасности. В рамках проведенного исследования авторы на основе изучения феномена безопасности образовательного ландшафта в отечественных и зарубежных исследованиях, раскрывают такие понятия, как «педагогический дизайн», «образовательная безопасность»; на основе анализа документа, направленного на нормативно-правовое регулирование в сфере образования – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного 31.05.2021 года; предлагают свое видение принципов педагогического дизайна безопасного образовательного ландшафта. Все вышеперечисленное и определило цели и задачи научной статьи. Статья может быть полезна для исследователей, занимающихся вопросами проектирования безопасного образовательного, социально-культурного пространства; а предложенные авторами принципы: системности и целеполагания; адресности; эстетизации и доступности образовательной среды средствами педагогического дизайн; конструирующий принцип повысят эффективность и продуктивность педагогического дизайна образовательного ландшафта в целом.
Библиографические ссылки
Герасимов Г.И. Образовательный ландшафт познавательно-развивающей парадигмы // Социально-гуманитарные знания. 2014. №12.
Грецова А.П. Развитие познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна: дисс. ... к. пед. н. Саратов, 2016. 194 с.
Демидова И.А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. №4. С. 25-32
Клепикова А.Г. Подготовка будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... к. пед. н. Белгород, 2009. 24 с.
Ковалев Д.А. Педагогический дизайн: сущность и принципы // Опыт использования сетевых информационных технологий и систем в образовательной и научно-методической работе: сб. науч. тр. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. С. 133-137.
Котова Н.С., Есенская Т.В. Образовательная безопасность как базовый компонент системы национальной безопасности России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2015. №3.
Краснянский М.Н., Радченко И.М. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов. Тамбов: ТГТУ; Педагогический интернет-клуб, 2006. 56 с.
Кречетников К.Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2005/Troitsk/2/2-0-9.html
Мельников В.А., Синицина И.А., Синицын И.А. Концептуальные основы педагогического дизайна: фрактально-резонансный подход // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №2 (24). С. 118-124.
Мельников В.А., Синицина И.А., Синицын И.А. Концептуальные основы педагогического дизайна: фрактально-резонансный подход // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №2 (24). С. 118-124.
Михайлов В.Ю. Алгоритмы проектирования языковых курсов и педагогического дизайна как основа проектирования массовых открытых онлайн курсов // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2019. № 2 (56).
Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. № 2. C. 505-528.
Райсханова Г.С., Досмагамбетова С.С. Педагогический дизайн об-разовательных ресурсов по химии в рамках обновления содержания школьного образования // Достижения молодых ученых: химические науки: тезисы III Всероссийской молодежной конференции (г. Уфа, 16-19 мая 2018 г.) / отв. ред. Р. М. Ахметханов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. С. 46-49.
Такушевич И.А. Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии // Человек и образование № 2 (43) 2015. С. 95-99
Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Информатика. 2003. № 3. С. 1-32.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом №287 от 31 мая 2021 года
Gagné R.M., Briggs L.J., Wager W.W. Principles of Instructional Design. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich College, 1992. 365 p
Gagne, R., Briggs L., Wager W. Principles of Instructional Design, 1992. 392 p.
Merrill M.D., Drake L., Lacy, M.J., Pratt, J. Reclaiming instructional design. Educational Technology, 36(5), 5-7. 1966. Retrieved from Режим доступа: http://mdavidmerrill.com/Papers/Reclaiming.PDF.
Reigeluth Сh. Instructional-Design Theories and Models: in IV volumes. N.Y.: Routledge, 1999. Vol. II. A New Paradigm of Instructional Theory. 728 p.
Reiser R.A. A History of Instructional Design and Technology. Part II: A History of Instructional Design // Educational Technology Research and Development. 2001. Vol. 49. No 2. P. 57-67.
Richey R. Theoretical and Conceptual Bases of Instructional Design. N.Y.: Nichols Publishing, 1986. 227 p.
Rowland G. Designing and Instructional Design // Educational Technology Research and Development. 1993. Vol. 41. No 1. P. 79-91.
Smith P. L., Ragan T. J. Instructional Design. Hoboken, NJ: Wiley and Sons, 2005. 383 p.