Специфика обучения иностранных студентов учебно-научному общению на русском языке на довузовском этапе подготовки (инженерно-технический профиль)

Авторы

  • Елена Владимировна Филиппова Академия государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России

Ключевые слова:

учебно-научное общение, инженерно-технический профиль, коммуникативная компетенция, предметно-речевая компетентность, структурно-семантическая модель.

Аннотация

Целью данного исследования является описание приемов формирования предметно-речевой компетенции в рамках общеобразовательных дисциплин инженерно-технического профиля, направленных на эффективное осуществление иностранными студентами учебно-познавательной деятельности средствами неродного языка в техническом вузе. Статья носит характер методических рекомендаций, необходимых преподавателю-предметнику для более эффективного обучения иностранных студентов навыкам устной и письменной учебно-научной речи на занятиях по математике, физике, информатике и химии. Научная новизна исследования заключена в том, что в обобщенном виде представлены материалы лингводидактического свойства, необходимые  для работы преподавателей-предметников с иностранными студентами на начальном этапе: приведены сведения об учебно-научном подстиле, описаны затруднения, возникающие у иностранных студентов на начальном этапе и возможности их преодоления, определены приемы работы с лексикой и с синтаксическими конструкциями, которые рекомендуется использовать на занятиях. Все приемы направлены на структурное логичное представление материала, что объясняется когнитивным стилем инженерного мышления обучаемых.

Библиографические ссылки

Агеева А.Ю. Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов на материале курса информатики. Начальный этап. М.: МАДИ (ГТУ)., 2007. 51 с

Аникина Е.И. Предметно-ориентированный онлайн-курс русского языка для подготовки иностранных граждан к занятиям по информатике на довузовском этапе // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 12. С. 296-300

Бабакова Л.Д., Воскерчьян О.М., Моренко Б.Н. Лингвистическая составляющая учебных модулей по естественнонаучным дисциплинам для иностранных студентов // Известия Волгоградского педагогического университета. 2017. № 6. С. 56-62.

Васильева Т.В., Жидикин А.А., Коротышев А.В. Практика набора и обучения иностранных абитуриентов в вузах России: метод. пос. Под научн. ред. Л.А. Вербицкой. СПб.: РОПРЯЛ, 2019. 190 с.

Дорохова О.В., Сурыгин А.И. Этапы интегративного предвузовского обучения иностранных студентов математике и естественнонаучным дисциплинам. Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГУ. Под ред. Д.Г. Арсеньева, О.В. Дороховой. Серия «Проблемы обучения иностранных студентов». Выпуск 3. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2005. С. 79-87.

Казакова О.А., Краевская И.О., Фрик Т.Б. Учебный словарь по профессиональному русскому языку (технический профиль) для студентов из Китая: макро- и микроструктура, лингводидактический потенциал // Вопросы лексикографии. 2019. № 15. С. 104-126.

Коробкова С.А., Смыковская Т.К. Специфика обучения иностранных студентов физике и математике в вузах России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 7(120). С. 63-68.

Косарева И.А., Новичкова Н.Н., Шилова Т.В. О специфике методики преподавания физики иностранным студентам на подготовительном факультете // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2007. № 116. С. 66-71.

Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. 4-е изд., испр. М.: Русский язык, 1984. 155 с.

Кузнецова Т. И. Русский математический язык как элемент культуры международного сотрудничества // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. №1-2.

Кузнецова Т.И. Коммуникативный подход к конструированию семантических моделей // Русский язык в многополярном мире: новые лингвистические парадигмы диалога культур: сб. ст. Междунар. науч.-прак. конф., посвященной 50-летию образования РУДН. М.: РУДН, 2016. С. 276-280.

Кутузова Г.Н. Междисциплинарные связи в обучении иностранных студентов. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2008. 378 с.

Левина В.И., Сурыгин А.И. Введение в математику на русском языке как иностранном. СПб.: СПбГТУ, 1995. 47 с.

Матвеева Э.Ф., Хондяева Т.В., Васильева П.Д. Обучение первокурсников-иностранцев решению расчетных задач по химии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 67-76.

Миронова Г.В. Мурсенкова И.В. Язык специальности в презентациях по физике // Вестник ЦМО МГУ. Практикум. 2013. № 1. С.116-125.

Миронова Г.В. Мурсенкова И.В., Чугунова И.С. Содержание и апробация основного курса физики нового поколения (раздел «Динамика») для иностранных учащихся // Вестник ЦМО МГУ. Практикум. 2009. № 4. С.112-122.

Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М.: Русский язык, 1976. 199 с.

Моренко Б.Н., Бабакова Л.Д., Воскерчьян О.М. Лингвистическая составляющая учебных модулей по естественнонаучным дисциплинам для иностранных студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 56-62.

Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Русский язык, 1988. 176 с.

Нивина Е.А., Степаненко Е.В. Особенности построения пособия по информатике для иностранных граждан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 11. С. 192-206.

Полевая С.А. Математика в 4 ч. Ч. 1: Начальный курс: учеб.-метод. пос. М.: МАДИ, 2021. 68 с.

Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ. Под ред. Д.Г. Арсеньева, О.В. Дороховой, А.И. Сурыгина. Серия «Проблемы обучения иностранных студентов». Вып. 3 СПб.: Издательство Политехнического университета, 2005, 172 с.

Старостина О.А. Наглядная структуризация учебного материала в преподавании физики иностранным студентам // Наука и образование сегодня. 2017. № 9(20). С. 51-54.

Сурыгин А.И. Дидактический аспект обучения иностранных учащихся: основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 233 с.

Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2000. 128 с.

Хузиахметова Р.Н., Дегтярева О.М. Адаптированный курс обучения математике иностранных студентов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. С. 2-12.

Загрузки

Опубликован

2024-04-30

Как цитировать

1.
Филиппова ЕВ. Специфика обучения иностранных студентов учебно-научному общению на русском языке на довузовском этапе подготовки (инженерно-технический профиль). УО [Интернет]. 30 апрель 2024 г. [цитируется по 31 октябрь 2024 г.];14(4-2):76-91. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1577

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ