The specifics of teaching foreign students educational and scientific communication in Russian at the pre-university stage of training (engineering and technical profile)
Keywords:
educational and scientific communication, engineering and technical profile, communicative competence, subject-speech competence, structural and semantic model.Abstract
The purpose of this study is to describe the methods of formation of subject-speech competence within the framework of general education disciplines of engineering and technical profile, aimed at the effective implementation of educational and cognitive activities by foreign students using a non-native language in a technical university. The article is in the nature of methodological recommendations necessary for a subject teacher to more effectively teach foreign students the skills of oral and written educational and scientific speech in classes in mathematics, physics, computer science and chemistry. The scientific novelty of the study lies in the fact that materials of a linguodidactic nature necessary for the work of subject teachers with foreign students at the initial stage are presented in a generalized form: information about the educational and scientific background is provided, difficulties encountered by foreign students at the initial stage and the possibilities of overcoming them are described, methods of working with vocabulary and syntactic designs that are recommended for use in the classroom. All techniques are aimed at a structural logical representation of the material, which is explained by the cognitive style of engineering thinking of the trainees.
References
Агеева А.Ю. Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов на материале курса информатики. Начальный этап. М.: МАДИ (ГТУ)., 2007. 51 с
Аникина Е.И. Предметно-ориентированный онлайн-курс русского языка для подготовки иностранных граждан к занятиям по информатике на довузовском этапе // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 12. С. 296-300
Бабакова Л.Д., Воскерчьян О.М., Моренко Б.Н. Лингвистическая составляющая учебных модулей по естественнонаучным дисциплинам для иностранных студентов // Известия Волгоградского педагогического университета. 2017. № 6. С. 56-62.
Васильева Т.В., Жидикин А.А., Коротышев А.В. Практика набора и обучения иностранных абитуриентов в вузах России: метод. пос. Под научн. ред. Л.А. Вербицкой. СПб.: РОПРЯЛ, 2019. 190 с.
Дорохова О.В., Сурыгин А.И. Этапы интегративного предвузовского обучения иностранных студентов математике и естественнонаучным дисциплинам. Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГУ. Под ред. Д.Г. Арсеньева, О.В. Дороховой. Серия «Проблемы обучения иностранных студентов». Выпуск 3. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2005. С. 79-87.
Казакова О.А., Краевская И.О., Фрик Т.Б. Учебный словарь по профессиональному русскому языку (технический профиль) для студентов из Китая: макро- и микроструктура, лингводидактический потенциал // Вопросы лексикографии. 2019. № 15. С. 104-126.
Коробкова С.А., Смыковская Т.К. Специфика обучения иностранных студентов физике и математике в вузах России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 7(120). С. 63-68.
Косарева И.А., Новичкова Н.Н., Шилова Т.В. О специфике методики преподавания физики иностранным студентам на подготовительном факультете // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2007. № 116. С. 66-71.
Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. 4-е изд., испр. М.: Русский язык, 1984. 155 с.
Кузнецова Т. И. Русский математический язык как элемент культуры международного сотрудничества // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. №1-2.
Кузнецова Т.И. Коммуникативный подход к конструированию семантических моделей // Русский язык в многополярном мире: новые лингвистические парадигмы диалога культур: сб. ст. Междунар. науч.-прак. конф., посвященной 50-летию образования РУДН. М.: РУДН, 2016. С. 276-280.
Кутузова Г.Н. Междисциплинарные связи в обучении иностранных студентов. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2008. 378 с.
Левина В.И., Сурыгин А.И. Введение в математику на русском языке как иностранном. СПб.: СПбГТУ, 1995. 47 с.
Матвеева Э.Ф., Хондяева Т.В., Васильева П.Д. Обучение первокурсников-иностранцев решению расчетных задач по химии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 67-76.
Миронова Г.В. Мурсенкова И.В. Язык специальности в презентациях по физике // Вестник ЦМО МГУ. Практикум. 2013. № 1. С.116-125.
Миронова Г.В. Мурсенкова И.В., Чугунова И.С. Содержание и апробация основного курса физики нового поколения (раздел «Динамика») для иностранных учащихся // Вестник ЦМО МГУ. Практикум. 2009. № 4. С.112-122.
Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М.: Русский язык, 1976. 199 с.
Моренко Б.Н., Бабакова Л.Д., Воскерчьян О.М. Лингвистическая составляющая учебных модулей по естественнонаучным дисциплинам для иностранных студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 56-62.
Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Русский язык, 1988. 176 с.
Нивина Е.А., Степаненко Е.В. Особенности построения пособия по информатике для иностранных граждан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 11. С. 192-206.
Полевая С.А. Математика в 4 ч. Ч. 1: Начальный курс: учеб.-метод. пос. М.: МАДИ, 2021. 68 с.
Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ. Под ред. Д.Г. Арсеньева, О.В. Дороховой, А.И. Сурыгина. Серия «Проблемы обучения иностранных студентов». Вып. 3 СПб.: Издательство Политехнического университета, 2005, 172 с.
Старостина О.А. Наглядная структуризация учебного материала в преподавании физики иностранным студентам // Наука и образование сегодня. 2017. № 9(20). С. 51-54.
Сурыгин А.И. Дидактический аспект обучения иностранных учащихся: основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 233 с.
Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2000. 128 с.
Хузиахметова Р.Н., Дегтярева О.М. Адаптированный курс обучения математике иностранных студентов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. С. 2-12.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.