Анализ тематических групп слов как инструмент раскрытия художественного образа

Авторы

  • Светлана Павловна Черкашина Московский финансово-промышленный университет Синергия

DOI:

https://doi.org/10.25726/g0787-5760-0046-f

Ключевые слова:

филологический анализ текста, лингвистические факторы текстообразования, тематическая лексика, художественный образ, фактор адресата, психологичность

Аннотация

Актуальность данного исследования определяется необходимостью выявления подтекстовых возможностей тематической лексики, которая в художественном произведении является маркером характеров героев. Исследование проводится на материале текста рассказа Виктора Юзефовича Драгунского «Все тайное становится явным». Гипотеза исследования – анализ тематических групп слов может быть использован в качестве средства экспликации особенностей художественного образа, так как именно тематическая лексика остается стабильной «независимо от других, объективных и субъективных, факторов текстообразования» (Болотнова, 2009). В статье дано определение тематической лексики, характеризующей эмоциональное состояние героев, проведен анализ ее особенностей, эксплицирован ее подтекстовый потенциал. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые рассказ В.Ю. Драгунского проанализирован с применением инструментария филологического анализа текста, выявлена и описана контекстная оппозиции слов двух тематических групп «Взрослые» и «Ребенок». Установлено, что тематическая лексика аккумулирует элементы психологичности, имеющей имплицитный характер присутствия в художественном тексте. Использованные методы интерпретации текста позволили эксплицировать и описать контекстную оппозицию слов двух тематических групп «Взрослые» и «Ребенок». Определено, что тематическая лексика может содержать элементы психологичности. Перспективы исследования мы видим в продолжении выявления роли тематической лексики в художественном произведении.

Библиографические ссылки

Арнаудов М. Психология литературного творчества. Пер. с болг. Д.Д. Николаева. М.: Прогресс, 1970. 654 с.

Арнольд И.В., Банникова И.А. Лингвистический и стилистический контекст // Стиль и контекст. Л., 1972. С. 1-13.

Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М.: Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2004. 462 с.

Бедный Д. Революционный гудок. 1917. URL: https://www.culture.ru/poems/25518/revolyucionnyi-gudok

Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.; Воронеж: Питер, 1997. 574 с.

Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. 520 с.

Величкина В.М. Учебники прогрессивных педагогов для народной школы // Cоветская педагогика. 1975. № 12. С. 54-67.

Долженко Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50 - 80-х гг. ХХ в.: Носов Н.Н., Драгунский В.Ю., Алексин А.Г., Крапивин В.П. Дисс. д. филол. н. Волгоград, 2001. 394 с.

Драгунский В.Ю. Всё тайное становится явным. 2024. URL: https://nukadeti.ru/skazki/dragunskij-tajnoe-stanovitsya-yavnym

Евангелие от Матфея. 2024. URL: https://azbyka.ru/biblia/?Mt.1&r

Махортова Г.Х. Зависимость эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от характера внутрисемейных отношений: автореф. к. псих. н. М., 2006. 194 с.

Михайлова О.О. Формы выражения авторской адресации в рассказах В.Ю. Драгунского для детей: Дисс. к. филол. н. Москва, 2013. 200 с.

Интернет аптека // Рвотный рефлекс – обзор возможных причин URL: https://366.ru/articles/rvotnyj-refleks-obzor-vozmozhnykh-prichin/

Тарасова И.А. Ключевые слова как инструмент интерпретации художественного текста // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2020. Т. 20. Вып. 4. С. 374.

Ши Ю. Жанр юмористического рассказа в творчестве Николая Носова и Виктора Драгунского: дисс. к. филол. н. М., 2020. 244 с.

Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005. 400 с.

Загрузки

Опубликован

2023-03-15

Как цитировать

1.
Черкашина СП. Анализ тематических групп слов как инструмент раскрытия художественного образа. УО [Интернет]. 15 март 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];14(3-1):38–46. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1393

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)