Особенности мотивации китайских младших школьников к двигательной активности
DOI:
https://doi.org/10.25726/h7271-6504-1644-sКлючевые слова:
физическая культура, физическое воспитание, младшие школьники, начальная школа, учебная мотивация, внеучебное время, двигательная активность, КитайАннотация
В последнее время в Китае на первый план вышла проблема современного физического воспитания в начальной школе. Первопричиной ее появления стало выявленное статистикой снижение трудоспособности населения, обусловленное увеличением заболеваемости китайцев эндокринными и сердечно-сосудистыми заболеваниями, ростом болезней дыхательной системы, в свою очередь вызванных сидячим образом жизни работников, школьников и студентов. Первые шаги в решении проблемы привели к осознанию, что достаточному уровню развития физкультуры в стране препятствует разница между традиционным подходом к оздоровительным практикам, принятым в Китае, в том числе и в отношении детей, и современными тенденциями в отношении двигательной активности в других развитых странах мира. Китайские социологи забили тревогу, указав на срочную необходимость мотивации подрастающего поколения к занятиям физкультурой и спортом. В настоящей статье приводятся результаты проведенного в КНР социологического исследования по выявлению потребностей младших школьников начальных школ в регулярном посещении спортивных занятий как в учебное, так и во внеучебное время. В контрольной группе участвовало 1 942 учащихся. Данные выявили недостаток мотивации к развитию физических способностей и качеств у младших школьников китайских начальных школ из-за отсутствия должного внимания к физическому воспитанию детей со стороны педагогов и их родителей, а также существующего противоречия между принятой в школах программой физического воспитания, направленной на сохранение баланса в развитии социалистической системы Китая, и современными мировыми тенденциями в области активностей и спорта. Согласно итогам исследования, физическая активность непопулярна у подавляющего большинства граждан страны, что также обуславливает низкий уровень мотивации к занятиям физкультурой у школьников младших классов. По мнению авторов, программа по повышению физической культуры в начальной школе будет способствовать повышению интереса к занятиям спортом у младших школьников и их родителей, формированию их позитивного отношения к активному двигательному режиму. Программа задействует ряд перспективных мер по развитию и совершенствованию физических качеств учеников и разработана с учётом уклада социалистической системы и национальных особенностей образования в Китае.
Библиографические ссылки
Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
Белоусова И.М. Эффективность применения средств адаптивной физической культуры в коррекции и профилактике сколиоза детей среднего школьного возраста // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 4 (218). С. 25-29
Георгиева Н.Г. Организация и методики адаптивной физической культуры в общеобразовательных учреждениях // Научный вестник Крыма. 2020. №. 1 (24). С. 1-9.
Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста: дисс. … д-ра пед. наук / 13.00.04. СПб., 2000. 385 с. С. 53.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005. 345 с.
Минбулатов В.М. Цель в теоретико-методологических основах дидактики предмета // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 3. С. 26-31.
Фирсин С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах // Научные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11. С. 157-162.
Янсон Ю.А. Структура современного процесса физического воспитания школьников // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 22-24.