Нейропедагогика: возможности и ограничения исследования электронного обучения методами нейротехнологий

Авторы

  • Максим Анатольевич Сорочинский Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

DOI:

https://doi.org/10.25726/d9183-1673-0694-n

Ключевые слова:

нейропедагогика, ЭЭГ, айтрекинг, образовательный контент, когнитивные науки, образование, педагогика

Аннотация

С развитием технологий и новых научных направлений происходит консолидация знаний и методов различных наук. Одним из перспективных направлений в современных педагогических исследованиях является нейропедагогика. Исходя из этого, целью исследования является определение возможностей и ограничений использования нейротехнологий в образовании, а именно, для исследования электронного обучения и его улучшения. В работе проводится анализ результатов по исследованию образовательного видеоконтента, который автор проводил в течении последних двух лет. Использовались такие методы исследования как электроэнцефалография (ЭЭГ) и айтрекинг. На основе полученного опыта делается вывод о возможностях (оценка когнитивной нагрузки, определение уровней «концентрации» и «медитации», отслеживания фиксаций на образовательных материалах) и ограничениях (цена и доступность оборудования и программного обеспечения, сложность интерпретации результатов, этические вопросы) использования нейротехнологий для анализа образовательного контента. Возможности айтрекинга позволяют исследователям получить данные о том, в каком месте студент, в ходе изучения образовательных материалов фиксирует свой взгляд. С помощью этого можно отслеживать удобство восприятия материалов и то, как воспринимается текст, картинки и другая визуальная информация. Вслед за тем куда смотрит студент, можно определить какое количество времени он тратит на изучения тех или иных моментов, определить продолжительность фиксаций. Это позволяет определить на какие части материала обращают больше внимание, а на какие меньше.

Библиографические ссылки

Абабкова М.Ю., Розова Н.К. Айтрекинг как инструмент оценки восприятия электронных презентаций российскими и зарубежными студентами // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 4(68). С. 106-121.

Гнедых Д.С. Тенденции и перспективы использования нейрокомпьютерных интерфейсов в образовании // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 108-129.

Зеер Э.Ф. Нейродидактика - инновационный тренд персонализированного образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 4(47). С. 30-38.

Куликова О.В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества обучения иноязычному профессиональному общению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 14 (700). С. 107–114.

Никифоров Д.С., Сорочинский М.А. Айтрекинг: основные принципы, опыт и перспективы // Современное образование: традиции и инновации. 2023. № 2. С. 223-226.

Николаева Е.И., Сутормина Н.В. Окулография как психологический инструмент: параметры и их психологическое и психофизиологическое обеспечение // Вестник психофизиологии. 2020. № 3. С. 42-56.

Соловьева В.А., Вениг С.Б., Белых Т.В. Анализ окуломоторной активности, наблюдаемой при изучении образовательного материала с экрана // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 1(102). С. 91-109.

Сорочинский М.А., Корякин Ф.И. Нейропедагогика как направление трансформации педагогической науки на основе методов нейротехнологий // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2022. № 2(26). С. 33-39.

Dong W., Ying Q., Yang Y., Tang S., Zhan Z., Liu B., Meng L. Using Eye Tracking to Explore the Impacts of Geography Courses on Map-based Spatial Ability // Sustainability. 2019. № 11(1). P. 76.

Meltzof A., Kuhl P., Movellan J., Sejnowski T. «Foundations for a New Science of Learning» // Science. 2009. № 325. Pp. 284-288.

Pi Z., Zhang Y., Liu C., Zhou W., Yang J. “Generative learning supports learning from video lectures: evidence from an EEG study” // Instructional Science, 2022. № 51(3).

Sorochinskiy M., Koryakin P., Cherepanov M. "The Effect of a Familiar and Unfamiliar Lecturer on Attention Level and Assimilation of Information in a Video Lecture: Preliminary Experimental Data" // IEEE CSGB, Novosibirsk, Russian Federation, 2023, Pp. 90-93.

Sorochinsky M., Koryakin P., Popov M. "A study of students' attention levels while watching educational videos with the use of neurofeedback" // Fourth International Conference CNN, Kaliningrad, Russian Federation, 2022. Pp. 165-167.

Shaw R., Patra B., Pradhan A., Mishra S. “Attention Classification and Lecture Video Recommendation Based on Captured EEG Signal in Flipped Learning Pedagogy” // International Journal of Human-Computer Interaction. 2022 №39. Pp. 1-14.

Tang S., Liang Y., Li Z. “Mind wandering state detection during video-based learning via EEG” // Frontiers in human neuroscience. 2023. T. 17. URL: https://doi.org/10.3389/fnhum.2023.1182319.

Wang J., Antonenko P.D., Keil A., Dawson K.M. “Converging Subjective and Psychophysiological Measures of Cognitive Load to Study the Effects of Instructor-Present Video” // Mind Brain and Education. 2020. № 14. Pp. 279-291.

Wolf K., Seernani D. Webcam Based Eye Tracking -Whitepaper // ResearchGate. 2023. № 16(6). Pp. 1485-1505.

Zhang Y., Yang J. “Exploring Gender Differences in the Instructor Presence Effect in Video Lectures: An Eye-Tracking Study” // Brain Sciences, 2022. № 12(7). P. 946.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Сорочинский МА. Нейропедагогика: возможности и ограничения исследования электронного обучения методами нейротехнологий. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(12-1):98-105. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1235

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ