Современные методы и технологии дистанционного обучения: анализ эффективности и перспективы развития в условиях цифровизации образования

Авторы

  • Глеб Игоревич Свалов Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Алмаз Айратович Ханафиев Уфимский государственный нефтяной технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/p1626-5339-5428-l

Ключевые слова:

дистанционное обучение, цифровые технологии в образовании, анализ эффективности, вузы России, трансформация образовательного процесса

Аннотация

Введение. В эпоху бурного развития цифровых технологий образовательная сфера России сталкивается с необходимостью интеграции инновационных методик обучения. Применение дистанционных технологий в высшем образовании, особенно в период пандемии COVID-19, продемонстрировало их значимость и потенциал для расширения границ традиционного образования. Трансформация образовательного процесса, обусловленная внедрением дистанционных технологий, требует комплексного анализа эффективности этих методов и перспектив их развития в контексте современной цифровизации. Материалы и методы. В ходе исследования были проанализированы данные более чем 50 российских вузов, охватывающих более 2000 студентов и 150 преподавателей, с целью оценки эффективности дистанционных технологий обучения. Применялись методы статистического анализа, в том числе корреляционный и регрессионный анализы, для изучения зависимостей между качеством образовательного процесса и использованием различных форм дистанционного обучения. Также были использованы кейс-метод и экспертные интервью для оценки практической реализации и восприятия дистанционных методов в образовательной среде. Результаты. Исследование показало, что внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс вузов России привело к увеличению доступности образования на 40%. Было установлено, что применение интегрированных платформ для дистанционного обучения, таких как Moodle и Coursera, повышает удовлетворенность студентов на 35% по сравнению с традиционными методами обучения. В то же время, анализ качества обучения показал, что успешное освоение материала у студентов, занимающихся по дистанционным программам, выше на 25%, что подтверждает высокую эффективность данных подходов.

Библиографические ссылки

Акабирова Л.Х., Атаева Г.И. Особенности уроков с применением информационных технологий // Проблемы педагогики. 2020. №2 (47). С. 42-43.

Атаева Г.И., Акабирова Л.Х., Камалова Ф.Р. О дистанционном образовании // Материалы конференции 10.06.2020. LBC 94.3. T. 2. С. 91.

Атаева Г.И., Хамроева Х.Ю. Анализ возможности использования облачных технологий в высшем образовании Узбекистана // Universum: технические науки. 2022. №. 1-1 (94). С. 16-18.

Буренкова Н.В., Быкова И.В., Тонких А.П. Дистанционное обучение как фактор повышения уровня школьного образования в постпандемийный период // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 226-234.

Бурняшов Б.А. Проблемы программного обеспечения профессионального образования России // Научный вестник Южного университета менеджмента. 2019. № 2 (26). С. 119-124.

Данилова Т.В., Лапыко Т.П., Тонких А.П. Взаимодействие субъектов педагогического процесса в образовательной среде вуза : Учебно-методическое пособие. New York: National Research, 2020. 136 с.

Дианова Ю.В. Формирование и развитие пространственного мышления у обучающихся средствами VR-технологий // Аэрокосмическая техника, высокие технологии и инновации. 2021. Т. 2. С. 46-49.

Журавлёва И.А. Институционализация социальных практик и трансформация социальных институтов в обществе знаний // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7. Ч. 2. С. 77-82.

Поленова А. Ю., Пшегусова Г.С., Числова А.С. Образовательный потенциал синхронного и асинхронного обучения в неязыковом вузе. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. № 1. С. 60-67.

Поляков И.В. Современные дистанционные занятия как наиболее популярный способ самообразования // Конференциум асоу: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. №1. С. 337-340.

Стариченко Б.Е., Семёнова И.Н., Слепухин A.B. К вопросу соотношения понятий электронного обучения в высшей школе // образование и наука. 2014. № 9(118). С. 51-68.

Столбова И.Д., Кочурова Л.В., Носов К.Г. О возрастании роли цифровой 3D-модели в проектной деятельности и геометро-графическом образовании // Информатика и образование. 2022. № 1. Т. 37. С. 59-68.

Хуторский А.В., Кулешова Г.М., Шерстова Е.В. Типы учебных взаимодействий в дистанционном профильном обучении // Центр дистанционного образования «Эйдос». 2015. №1. С. 14-18.

Alshehri Y.A., Mordhah N., Alsibiani S., Alsobhi S., Alnazzawi N. How the regular teaching converted to fully online teaching in Saudi Arabia during the Coronavirus COVID-19. Creative Education. 2020. № 11(7). 985-996 p. URL: https://doi.org/10.4236/ce.2020.117071

Hebebci M.T., Bertiz Y., Alan S. Investigation of views of students and teachers on distance education practices during the Coronavirus (COVID-19) pandemic. International Journal of Technology in Education and Science. 2020. № 4(4). 267-282 p. URL: https://doi.org/10.46328/ijtes.v4i4.113

Karalis T., Raikou N. Teaching at the times of COVID-19: inferences and implications for higher education pedagogy. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2020. № 10(5). 479-493 p. URL: http://dx.doi.org/10.6007/IJARBSS/v10-i5/7219

Zacharias G., Giossos Y. Differences between regular and distance education in a teacher's training program. European Journal of Open, Distance andE-Learning. 2017. № 20(2). 17-29 p. URL: https://doi.org/10.1515/eurodl-2017-0014

Загрузки

Опубликован

2023-11-15

Как цитировать

1.
Свалов ГИ, Ханафиев АА. Современные методы и технологии дистанционного обучения: анализ эффективности и перспективы развития в условиях цифровизации образования. УО [Интернет]. 15 ноябрь 2023 г. [цитируется по 23 ноябрь 2024 г.];13(11-1):68-75. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1140

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА