Formation of communicative skills in groups of preschoolers taking into account the ethno-cultural factor

Authors

  • Elena Yu. Goncharova Institute for Strategy of Education Development

DOI:

https://doi.org/10.25726/l9891-9548-2766-f

Keywords:

communicative skills, components of communicative skills, didactic game, ethno-cultural differences

Abstract

The formation of the communicative sphere in preschool children is one of the priority areas of their education. The communicative skills of preschoolers determine the level of their readiness for school, the success of future educational activities and communication with peers and adults. The formation of communicative skills in preschool age depends not only on the individual psychophysical characteristics of the child, his health, but also the surrounding socio-cultural environment. The growth of migration processes has increased the number of children in groups of preschoolers from different ethnocultures, differing in the traditions of verbal and nonverbal communication, which can lead to problems in the formation of communicative skills among preschoolers in multiethnic kindergarten groups and make it difficult for children to communicate with each other. Assessment of the level of development of a preschooler's communicative skills cannot always reveal the existing problems of his communication, if one does not take into account the level of formation of their individual components – informational, interactive and perceptual. The study was conducted to identify the features of the formation of informational, interactive and perceptual components of communicative skills in children of the preparatory group – Russians and Yakuts studying together in the same group of preschool educational organizations. The author's complex of didactic games served as a means of forming various components of communicative skills. The results of the study are of practical value for determining ways to improve the kindergarten's work on the formation of communicative skills in children in multiethnic groups. It was concluded that it is necessary to refine the complex of didactic games aimed at Russian-speaking preschoolers, with an increased understanding of verbal and non-verbal ways of ethno-cultural communication.

References

Акулинина И.А. Особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №7. С. 229-232.

Алексеева Р.Н., Микадзе Н.И. Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность // Сб. Этнокультурное образование в современном мире/ Сб.науч.ст. по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конф. Науч. ред. Е.А.Александрова М.: Изд.- во «Перо» 2017. 880 с., С. 876-879

Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей в образовательной среде дошкольного учреждения // Сибирский педагогический журнал. 2011. №5. С. 197- 203.

Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2 - ое издание изд. М: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.

Вартанян М. С. Этническая направленность воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.) / редкол.: Т. И. Бакланова [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 258-261

Воронич Е.А. Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в группах различной направленноститема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, Дисс. …кандидат наук. Санкт-Петербург, 2017. 268 с.

Горшенина С.Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4 (8). С. 10-13.

Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет . М: Мозаика-Синтез, 2016. 64 с.

Елисеева Н.Д. Исследования якутского менталитета в психологии и смежных науках // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. № 21(3). С.695-700.

Запорожец А.В. Том 1 : Психическое развитие ребенка. Москва: Педагогика, 1986. 318 с. (Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР) .

Иванова Н.И. Современное коммуникативное пространство русского языка в Республике Саха (Якутия): социопсихолингвистический аспект. Новосибирск: Наука, 2012. 130 с.

Коник О.Г. Современные социально-культурные и психологические особенности процесса формирования коммуникативных навыков // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. С. 251-254.

Ларина Т.В. Обучение национальному стилю коммуникации как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции // Инновационные проекты в языковом образовании: Сб. науч. Ст. / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой. М.: Центр по изуч. взаимод. культур ФИЯР МГУ, 2007. С. 60-69.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с. 15. Маклашова Е.Г. Трансформация этнической структуры населения Якутии (территориальный срез) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. №4 (51). С. 98-105.

Масензова Т.А. Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства // КНЖ. 2017. №1 (18). С. 16-20.

Поклонская В.Д., Гагиева М.Б. Взаимосвязь этнокультурного и социальноэмоционального развития старших дошкольников // Этническая направленность воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.) / редкол.: Т. И. Бакланова [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. 440 с.

Реализация этнокультурного компонента в дошкольных образовательных организациях. Методические рекомендации. Казань: Управление образования ИКМО г. Казани, 2018. 60 с.

Саввин А.Н. Сопоставление русских, якутских, английских и китайских невербальных средств общения как один из способов формирования лингвокультурной компетентности // Конференция «Ломоносов 2015» Секция «Межкультурная коммуникация» . uid85274_report.pdf (lomonosov-msu.ru)

Соловьев Е.В. Урбанизация и этногенез // Марийский юридический вестник. 2012. №9. С. 74-81.

Социально-коммуникативное развитие детей : методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые шаги" / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. 2-е изд. Москва : Русское слово, 2021. 77с.

Степанова М.В. Воспитание у дошкольников этнонациональной культуры в процессе дидактических игр // Наука и школа. 2010. №1. С. 92-94.

Филиппова С. В. Сопоставительный анализ якутского и русского языкового сознания // Дискуссия. 2011. №10. С. 170-174.

Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва – Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. 224 с.

Published

2023-03-15

How to Cite

1.
Гончарова ЕЮ. Formation of communicative skills in groups of preschoolers taking into account the ethno-cultural factor. УО [Internet]. 2023Mar.15 [cited 2024Jul.3];13(3):193-201. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/830

Similar Articles

You may also start an advanced similarity search for this article.