Внедрение раннего обучения медиации и медиативным технологиям в высших учебных заведениях как компонент социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов

Авторы

  • Елена Валерьевна Колотильщикова ГАУГН Центр правовой помощи и медитации "СТРИКС"

DOI:

https://doi.org/10.25726/l6268-4232-2194-d

Ключевые слова:

социальная адаптация, профессиональная адаптация, специальные и высшие учебные заведения, медиация, медиативные технологии, программа обучения, медиатор

Аннотация

В настоящей статье автор обращается к проблематике воспитания у студентов и молодых специалистов навыков продуктивной коммуникации, которые будут способствовать как эффективной социальной адаптации последних, так и их адаптации в профессиональной сфере. Автор анализирует возможность внедрения образовательных программ по медиации и медиативным технологиям в учебные планы специальных и высших учебных заведений с целью воспитания у молодых специалистов навыков эффективной коммуникации и культуры поведения в конфликте, а также рассматривает перспективу прихода в профессию медиатора молодых специалистов разных направлений обучения. В статье ставится вопрос об отсутствии единого образовательного стандарта для приобретения профессии «медиатор» и предлагает свое видение формирования программы обучения.

Библиографические ссылки

Абабков В.Б., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. 165с.

Аверьянова О.Ю., Шавшашева Л.В. Психологическое благополучие личности // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (Саранск, 3‒4 декабря 2015 г.). СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2016. С. 10-15.

Аллахвердова О.В, Карпенко А.Д. Медиация — конструктивное разрешение конфликтов. СПб.: Издательский Центр «Академия», 2010. 128с.

Аллахвердова О.В. Медиация — новая коммуникативная практика в разрешении конфликтов // ЖССА. 2006. №4. С. 31-49.

Анисенков Д.А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2012. №1. С.205-208.

Архипкина А.С., Филатова У.Б. Медиация как эффективный способ урегулирования споров: проблемы развития и механизмы внедрения. Иркутск: ИГУ, 2017. 348с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 544с.

Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование. СПб.: Из-во СПбГУ, 2010. 151с.

Колотильщикова Е.В. К вопросу психологического благополучия в адвокатской профессии // Сборник докладов XIV Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии: Материалы конференции, Москва, 23 апреля 2019 года / Под общей редакцией Т.Н. Сахаровой. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 57-60

Колотильщикова Е.В. Влияние ранней профессиональной адаптации в период обучения на психологическое благополучие адвокатов / Е.В. Колотильщикова // Современное социальногуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий: материалы VI международной конференции, Москва, 22–23 апреля 2021 года / Московский педагогический государственный университет, Институт социально-гуманитарного образования. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 75-83. DOI 10.37492/ETNO.2021.46.38.009. https://etnosfera.ru/images/2021_Conference_ISGO/ISGO-2021_9.pdf

Колотильщикова Е.В. Раннее обучение медиации – преимущество при социальной и профессиональной адаптации // Медиация и восстановительные практики: опыт регионов. Сборник материалов II Всероссийского совещания школьных служб примирения и медиации (15 ноября 2022 года, г. Москва) / Авторы материалов / Под ред. С.Л. Тюльканова, М.В. Быковой. Москва: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2022. С 42-48. https://fcprc.ru/media/media/behavior/Sbornik-materialov-IIVserossijskogo-soveshhaniya-sluzhb-primireniya-i-mediatsii.pdf

Панченко Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности. учеб. пособие. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. 35с.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083428/

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.05.2017 № 445 "О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71599424/

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2014 г. N 1041н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор)". https://base.garant.ru/70843342/

Развитие личности: психолого-педагогические проблемы: сборник научных трудов. 25 января 2019 г. / отв. ред. Н.А. Коваль. – Тамбов: ПринтСервис, 2019. 267с.

Рогов В.И. Методика оценки уровня конфликтности / Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996. 648с.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001. 548с.

Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Бонкало Т.И., Вошева Н.А., Гребенникова В.М. Понимание ситуации самоизоляции в период пандемии covid-19 как фактор психологического благополучия специалиста // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. Т. 64. № 6. С. 358-363

Стресстер Ф., Рендольф П. Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов. М., 2015. 196с.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". https://base.garant.ru/12177508/

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". https://base.garant.ru/77308190/

Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и общество. 2006. Т. 9, № 2. С. 265–276

Amato P., Kane J., James S. Reconsidering the «gooddivorce» // Family Relations. 2011. № 60. Р. 511-524

Ryff C. The Structure of Psychological Well-Being Revisited / C. Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - Vol. 69. - № 4. - Pp. 719727.

Загрузки

Опубликован

2023-06-15

Как цитировать

1.
Колотильщикова ЕВ. Внедрение раннего обучения медиации и медиативным технологиям в высших учебных заведениях как компонент социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов. УО [Интернет]. 15 июнь 2023 г. [цитируется по 21 февраль 2024 г.];13(6):36-43. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/921