Introduction of early learning of mediation and meditative technologies in higher education institutions as a component of social and professional adaptation of young professionals

Authors

  • Elena V. Kolotilshchikova STRIX Legal Aid and Meditation Center

DOI:

https://doi.org/10.25726/l6268-4232-2194-d

Keywords:

social adaptation, professional adaptation, special and higher educational institutions, mediation, mediation technologies, training program, mediators

Abstract

In this article, the author addresses the problems of educating students and young professionals in productive communication skills that will contribute to both the effective social adaptation of the latter and their adaptation in the professional sphere. The author analyzes the possibility of introducing educational programs on mediation and mediation technologies into the curricula of special and higher educational institutions in order to educate young specialists in effective communication skills and a culture of behavior in conflict, and also considers the prospect of young specialists coming to the mediator profession in various fields of study. The article raises the question of the absence of a single educational standard for the acquisition of the profession of "mediator" and offers his vision of the formation of the training program.

References

Абабков В.Б., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. 165с.

Аверьянова О.Ю., Шавшашева Л.В. Психологическое благополучие личности // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (Саранск, 3‒4 декабря 2015 г.). СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2016. С. 10-15.

Аллахвердова О.В, Карпенко А.Д. Медиация — конструктивное разрешение конфликтов. СПб.: Издательский Центр «Академия», 2010. 128с.

Аллахвердова О.В. Медиация — новая коммуникативная практика в разрешении конфликтов // ЖССА. 2006. №4. С. 31-49.

Анисенков Д.А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2012. №1. С.205-208.

Архипкина А.С., Филатова У.Б. Медиация как эффективный способ урегулирования споров: проблемы развития и механизмы внедрения. Иркутск: ИГУ, 2017. 348с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 544с.

Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование. СПб.: Из-во СПбГУ, 2010. 151с.

Колотильщикова Е.В. К вопросу психологического благополучия в адвокатской профессии // Сборник докладов XIV Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии: Материалы конференции, Москва, 23 апреля 2019 года / Под общей редакцией Т.Н. Сахаровой. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 57-60

Колотильщикова Е.В. Влияние ранней профессиональной адаптации в период обучения на психологическое благополучие адвокатов / Е.В. Колотильщикова // Современное социальногуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий: материалы VI международной конференции, Москва, 22–23 апреля 2021 года / Московский педагогический государственный университет, Институт социально-гуманитарного образования. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 75-83. DOI 10.37492/ETNO.2021.46.38.009. https://etnosfera.ru/images/2021_Conference_ISGO/ISGO-2021_9.pdf

Колотильщикова Е.В. Раннее обучение медиации – преимущество при социальной и профессиональной адаптации // Медиация и восстановительные практики: опыт регионов. Сборник материалов II Всероссийского совещания школьных служб примирения и медиации (15 ноября 2022 года, г. Москва) / Авторы материалов / Под ред. С.Л. Тюльканова, М.В. Быковой. Москва: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2022. С 42-48. https://fcprc.ru/media/media/behavior/Sbornik-materialov-IIVserossijskogo-soveshhaniya-sluzhb-primireniya-i-mediatsii.pdf

Панченко Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности. учеб. пособие. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. 35с.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083428/

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.05.2017 № 445 "О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71599424/

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2014 г. N 1041н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор)". https://base.garant.ru/70843342/

Развитие личности: психолого-педагогические проблемы: сборник научных трудов. 25 января 2019 г. / отв. ред. Н.А. Коваль. – Тамбов: ПринтСервис, 2019. 267с.

Рогов В.И. Методика оценки уровня конфликтности / Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996. 648с.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001. 548с.

Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Бонкало Т.И., Вошева Н.А., Гребенникова В.М. Понимание ситуации самоизоляции в период пандемии covid-19 как фактор психологического благополучия специалиста // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. Т. 64. № 6. С. 358-363

Стресстер Ф., Рендольф П. Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов. М., 2015. 196с.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". https://base.garant.ru/12177508/

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". https://base.garant.ru/77308190/

Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и общество. 2006. Т. 9, № 2. С. 265–276

Amato P., Kane J., James S. Reconsidering the «gooddivorce» // Family Relations. 2011. № 60. Р. 511-524

Ryff C. The Structure of Psychological Well-Being Revisited / C. Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - Vol. 69. - № 4. - Pp. 719727.

Published

2023-06-15

How to Cite

1.
Колотильщикова ЕВ. Introduction of early learning of mediation and meditative technologies in higher education institutions as a component of social and professional adaptation of young professionals. УО [Internet]. 2023Jun.15 [cited 2024Jul.3];13(6):36-43. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/921