Формирование коммуникативных умений в группах дошкольников с учетом этнокультурного фактора

Авторы

  • Елена Юрьевна Гончарова Институт стратегии развития образования Российской академии образования

DOI:

https://doi.org/10.25726/l9891-9548-2766-f

Ключевые слова:

коммуникативные умения, компоненты коммуникативных умений, дидактическая игра, этнокультурные различия

Аннотация

Формирование коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений их образования. Коммуникативные умения дошкольников определяют уровень их готовности к школе, успешность будущей учебной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативных умений в дошкольном возрасте зависит не только от индивидуальных психофизических особенностей ребенка, состояния его здоровья, но и окружающей социокультурной среды. Рост миграционных процессов увеличил число детей в группах дошкольников из разных этнокультур, отличающихся традициями вербального и невербального общения, что может приводить к проблемам формирования коммуникативных умений у дошкольников в полиэтнических группах детского сада и затруднять общение детей между собой. Оценка уровня развития коммуникативных умений дошкольника не всегда может выявить имеющиеся проблемы его коммуникации, если не учитывать уровень сформированности их отдельных компонентов – информационного, интерактивного и перцептивного. Исследование проводилось с целью выявления особенностей формирования информационного, интерактивного и перцептивного компонентов коммуникативных умений у детей подготовительной группы – русских и якутов, обучающихся вместе в одной группе дошкольной образовательной организации. Средством формирования разных компонентов коммуникативных умений выступал авторский комплекс дидактических игр. Результаты исследования представляют практическую ценность для определения путей совершенствования работы детского сада по формирования коммуникативных умений у детей в полиэтнических группах. Был сделан вывод о необходимости доработки комплекса дидактических игр, ориентированных на русскоязычных дошкольников, с усилением понимания вербальных и невербальных способов этнокультурного общения.

Библиографические ссылки

Акулинина И.А. Особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №7. С. 229-232.

Алексеева Р.Н., Микадзе Н.И. Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность // Сб. Этнокультурное образование в современном мире/ Сб.науч.ст. по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конф. Науч. ред. Е.А.Александрова М.: Изд.- во «Перо» 2017. 880 с., С. 876-879

Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей в образовательной среде дошкольного учреждения // Сибирский педагогический журнал. 2011. №5. С. 197- 203.

Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2 - ое издание изд. М: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.

Вартанян М. С. Этническая направленность воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.) / редкол.: Т. И. Бакланова [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 258-261

Воронич Е.А. Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в группах различной направленноститема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, Дисс. …кандидат наук. Санкт-Петербург, 2017. 268 с.

Горшенина С.Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4 (8). С. 10-13.

Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет . М: Мозаика-Синтез, 2016. 64 с.

Елисеева Н.Д. Исследования якутского менталитета в психологии и смежных науках // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. № 21(3). С.695-700.

Запорожец А.В. Том 1 : Психическое развитие ребенка. Москва: Педагогика, 1986. 318 с. (Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР) .

Иванова Н.И. Современное коммуникативное пространство русского языка в Республике Саха (Якутия): социопсихолингвистический аспект. Новосибирск: Наука, 2012. 130 с.

Коник О.Г. Современные социально-культурные и психологические особенности процесса формирования коммуникативных навыков // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. С. 251-254.

Ларина Т.В. Обучение национальному стилю коммуникации как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции // Инновационные проекты в языковом образовании: Сб. науч. Ст. / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой. М.: Центр по изуч. взаимод. культур ФИЯР МГУ, 2007. С. 60-69.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с. 15. Маклашова Е.Г. Трансформация этнической структуры населения Якутии (территориальный срез) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. №4 (51). С. 98-105.

Масензова Т.А. Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства // КНЖ. 2017. №1 (18). С. 16-20.

Поклонская В.Д., Гагиева М.Б. Взаимосвязь этнокультурного и социальноэмоционального развития старших дошкольников // Этническая направленность воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.) / редкол.: Т. И. Бакланова [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. 440 с.

Реализация этнокультурного компонента в дошкольных образовательных организациях. Методические рекомендации. Казань: Управление образования ИКМО г. Казани, 2018. 60 с.

Саввин А.Н. Сопоставление русских, якутских, английских и китайских невербальных средств общения как один из способов формирования лингвокультурной компетентности // Конференция «Ломоносов 2015» Секция «Межкультурная коммуникация» . uid85274_report.pdf (lomonosov-msu.ru)

Соловьев Е.В. Урбанизация и этногенез // Марийский юридический вестник. 2012. №9. С. 74-81.

Социально-коммуникативное развитие детей : методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые шаги" / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. 2-е изд. Москва : Русское слово, 2021. 77с.

Степанова М.В. Воспитание у дошкольников этнонациональной культуры в процессе дидактических игр // Наука и школа. 2010. №1. С. 92-94.

Филиппова С. В. Сопоставительный анализ якутского и русского языкового сознания // Дискуссия. 2011. №10. С. 170-174.

Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва – Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. 224 с.

Загрузки

Опубликован

2023-03-15

Как цитировать

1.
Гончарова ЕЮ. Формирование коммуникативных умений в группах дошкольников с учетом этнокультурного фактора. УО [Интернет]. 15 март 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(3):193-201. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/830

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.