Нарушения речи и их коррекция у умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Авторы

  • Лариса Викторовна Мамедова Технический институт (филиал) Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

DOI:

https://doi.org/10.25726/z2659-2699-2466-u

Ключевые слова:

дети, младшие школьники, речевое развитие, познавательная деятельность, методы коррекции

Аннотация

Известно, что речевое и умственное развитие имеют тесную взаимосвязь, кроме того, развитие познавательной деятельности и речи обуславливаются определенными особенностями. Также стоит отметить, что формирование речи и развитие познавательной деятельности являются относительно автономными, при условии, что первое явление базируется на втором. Исследования различных ученых в данной области доказывают, что развитие речи у детей с такими типами нарушений как идиотия, дебильность, имбецильность напрямую зависит от их интеллектуальных способностей. Но, несмотря на это, можно выделить, что между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи наблюдается отсутствие явной корреляции. Таким образом, из числа детей, у которых присутствует умственная отсталость в степени дебильности, также есть дети с низким уровнем речевого развития, с другими нарушениями речи и даже с высокой степенью владения речью. В данной статье представлен анализ исследований из областей психологии и педагогике, специальной литературы по теме исследования, результаты проведенного констатирующего эксперимента на базе МБОУ специальная (коррекционная)- начальная школа детский сад № 3, «Нерюнгринский район» РС (Я) г. Нерюнгри. На основе полученных результатов диагностики и обобщения педагогического опыта специалистов нами были подобраны и описаны в работе методы и приемы развития речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Библиографические ссылки

Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: ТЦ Сфера, 2014. 97с.

Баряева Л.Б. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2016. 495 с.

Волкова Л.С. Логопедия. М.: Просвещение, 2010. 489 с.

Демидова Т.Е., Егорина В.С., Тонких А.П. Начальный курс математики и развитие речи учащихся // Начальная школа плюс До и После. 2003. № 4. С. 1-10.

Лубовский В.И. Специальная психология: учебное пособие. М.: Просвещение, 2004. 200с.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2008. 300 с.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1999. 200 с.

Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М.: Просвещение, 2004. 170 с.

Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб.: Союз, 2005. 200 с.

Загрузки

Опубликован

2022-12-01

Как цитировать

1.
Мамедова ЛВ. Нарушения речи и их коррекция у умственно отсталых детей младшего школьного возраста. УО [Интернет]. 1 декабрь 2022 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];12(11):38-42. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/665