Нарушения речи и их коррекция у умственно отсталых детей младшего школьного возраста
DOI:
https://doi.org/10.25726/z2659-2699-2466-uКлючевые слова:
дети, младшие школьники, речевое развитие, познавательная деятельность, методы коррекцииАннотация
Известно, что речевое и умственное развитие имеют тесную взаимосвязь, кроме того, развитие познавательной деятельности и речи обуславливаются определенными особенностями. Также стоит отметить, что формирование речи и развитие познавательной деятельности являются относительно автономными, при условии, что первое явление базируется на втором. Исследования различных ученых в данной области доказывают, что развитие речи у детей с такими типами нарушений как идиотия, дебильность, имбецильность напрямую зависит от их интеллектуальных способностей. Но, несмотря на это, можно выделить, что между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи наблюдается отсутствие явной корреляции. Таким образом, из числа детей, у которых присутствует умственная отсталость в степени дебильности, также есть дети с низким уровнем речевого развития, с другими нарушениями речи и даже с высокой степенью владения речью. В данной статье представлен анализ исследований из областей психологии и педагогике, специальной литературы по теме исследования, результаты проведенного констатирующего эксперимента на базе МБОУ специальная (коррекционная)- начальная школа детский сад № 3, «Нерюнгринский район» РС (Я) г. Нерюнгри. На основе полученных результатов диагностики и обобщения педагогического опыта специалистов нами были подобраны и описаны в работе методы и приемы развития речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Библиографические ссылки
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: ТЦ Сфера, 2014. 97с.
Баряева Л.Б. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2016. 495 с.
Волкова Л.С. Логопедия. М.: Просвещение, 2010. 489 с.
Демидова Т.Е., Егорина В.С., Тонких А.П. Начальный курс математики и развитие речи учащихся // Начальная школа плюс До и После. 2003. № 4. С. 1-10.
Лубовский В.И. Специальная психология: учебное пособие. М.: Просвещение, 2004. 200с.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2008. 300 с.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1999. 200 с.
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М.: Просвещение, 2004. 170 с.
Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб.: Союз, 2005. 200 с.