К вопросу актуальности разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования

Авторы

  • Наталья Васильевна Масягина Московский государственный университет спорта и туризма
  • Марина Альбертовна Сердюк Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий
  • Геннадий Борисович Воронов МИРЭА – Российский технологический университет
  • Василий Жанович Цветков Московский педагогический государственный университет
  • Татьяна Юрьевна Джамалова Колледж Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • Анна Юрьевна Романенко Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

DOI:

https://doi.org/10.25726/r6214-4472-0702-x

Ключевые слова:

среднее профессиональное образование; методика преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин; образовательная программа; федеральный государственный образовательный стандарт; профессиональный стандарт; профессиональные компетенции; WorldSkills Russia

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос актуальности разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования (СПО) в современных условиях. Показана необходимость разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, требований профессиональных стандартов, международных требований к методикам и компетенциям WorldSkills Russia (WSR). Цель статьи – обоснование необходимости актуализации методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО. Задачи статьи: определение роли СПО в современной системе российского образования; анализ современной системы СПО в условиях инновационной экономики; выявление и исследование факторов, определяющих необходимость актуализации методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования в современных условиях. Гипотеза исследования: повышение качества подготовки обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования посредством формирования актуализированных методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС нового поколения, требований профессиональных стандартов, международными требованиями к методикам и компетенциям WorldSkills Russia. Методы исследования основаны на использовании общенаучных методов познания: абстракции, анализа, аналогии, комплексности, логики, синтеза, системности. Достигнутые результаты: обоснование необходимости разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО на основе ФГОС нового поколения, требований профессиональных стандартов и методик WSR как обязательного и важного условия для обеспечения формирования современной инновационной системы по подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества

Биографии авторов

Наталья Васильевна Масягина, Московский государственный университет спорта и туризма

кандидат педагогических наук, доцент, ректор

Марина Альбертовна Сердюк, Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий

кандидат филологических наук, директор

Геннадий Борисович Воронов, МИРЭА – Российский технологический университет

кандидат технических наук, доцент кафедры общей информатики Института кибернетики

Василий Жанович Цветков, Московский педагогический государственный университет

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры новейшей отечественной истории

Татьяна Юрьевна Джамалова, Колледж Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

кандидат педагогических наук, преподаватель

Анна Юрьевна Романенко, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

кандидат педагогических наук, начальник Учебно-методического управления

Библиографические ссылки

Актуализация содержания образовательных программ с учетом интеграции ФГОС СПО, профессиональных стандартов и требований WS как необходимое условие подготовки конкурентоспособного специалиста / М.А. Иваненкова, М.В. Кисельман, Т.В. Кудрявцева, И.А. Ромашкова // Смоленская академия профессионального образования. http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-prof-edu/ivanenkova.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования. Практическое пособие / под общей ред. А.Н. Лейбовича // ФИРО РАНХИГС. https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/aktualniye_voprosi_razv_spo.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

Васильева А.А. Подготовка квалифицированных рабочих в современных условиях развития среднего профессионального образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2016. №182. С. 118-126.

Век живи – век учись: непрерывное образование в России // НИУ ВШЭ. https://ioe.hse.ru/data/2019/04/09/1176083466/Nepreryvn.obraz.-text.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

Георге И.В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы. Тюмень: ТИУ, 2016. 143 с.

Есенина Е.Ю. Методика разработки и организация экспертизы модельных проектов примерных основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, учитывающих подходы к интенсификации освоения образовательных программ в образовательных организациях, реализующих программы СПО // ФСОС СПО. Перезагрузка. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/esenina_29jan2020.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

Лысак О.Г. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров профессионального обучения средствами IT-технологий на материале математических дисциплин // Орловский государственный университет. http://oreluniver.ru/ public/file/defence/Lysak_Oksana_Grigorevna_05.04.2019.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

Методические рекомендации по разработке основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС-4, сопряженной с профессиональными стандартами, требованиями работодателей и методиками WorldSkills // Любимский аграрно-политехнический колледж. https://pu47.edu.yar.ru/dokumenti_2020/rip_lapk_met_rek__itog.docx (дата обращения: 01.04.2021).

Минпросвещения России внесло изменения в ФГОС 47 специальностей и профессий системы СПО // Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/press/3404/minprosvescheniya-rossii-vneslo-izmeneniya-v-fgos-47-specialnostey-i-professiy-sistemy-spo/ (дата обращения: 01.04.2021).

Новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям // Институт развития профессионального образования. https://www.irposakha.ru/51-ssylki-na-novye-fgos-spo-po-top-50 (дата обращения: 01.04.2021).

Осадчева С.А. Об организации работы по проекту «Разработка моделей интенсификации освоения образовательных программ в условиях актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования» в 2020 году. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/osadcheva_30jan2020_2.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

Пакет методических рекомендаций для образовательных организаций с описанием типовых регламентов интенсификации образовательного процесса для обеспечения оптимизации сроков подготовки обучающихся и построения индивидуализированных треков освоения образовательных программ среднего профессионального образования // РАНХиГС. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/sbornik_paket_metodocheskih_rekomendaciy_dlya_oo.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

Репин С.А., Колодий Е.А. Актуальность проблемы формирования дополнительных профессиональных компетенций студентов образовательной организации СПО в соответствии с требованиями современного производства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. №3. С. 34-40.

Техническое описание компетенции. Программные решения для бизнеса // АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». https://worldskills.ru/final2020/wp-content/uploads/2020/06/%D0%A2%D0%9E-271.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ: Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 декабря 2001 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/ (дата обращения: 01.04.2021).

Загрузки

Опубликован

2021-04-22

Как цитировать

1.
Масягина Н, Сердюк М, Воронов Г, Цветков В, Джамалова Т, Романенко А. К вопросу актуальности разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования. УО [Интернет]. 22 апрель 2021 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];11(2):179-88. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/51