Эффективность формирования информационной грамотности детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности
DOI:
https://doi.org/10.25726/h6294-6240-3066-wКлючевые слова:
дети дошкольного возраста, информационная грамотность, исследовательская деятельность, исследовательские квестыАннотация
Современные условия жизни требуют грамотного обращения с источниками информации уже с дошкольного возраста. Необходимо научить детей правильно использовать цифровые устройства и создавать лучшие условия для будущей жизни. Занятия с детьми наиболее эффективно проводить с помощью исследовательских методов. Целью нашего исследования является разработка и проверка эффективности авторской программы и исследовательских квестов для формирования информационной грамотности детей старшего возраста. Используемые методы: моделирование (разработка критериев информационной грамотности для данного исследования, учитывая существующие методы оценивания); анкетирование детей (изучение уровня информационной грамотности по разработанным критериям); педагогический эксперимент; математическая обработка и интерпретация результатов. Результаты: опросы детей показывают эффективность авторской программы и исследовательских квестов на формирование информационной грамотности детей старшего возраста. Применение этих средств для исследовательской деятельности имеет положительное влияние на развитие знаний детей с помощью различных цифровых и нецифровых средств информации, что в нынешнее время есть одним из важнейших навыков.
Библиографические ссылки
Батенова Ю.В. Психолого-педагогический анализ факторов формирования информационного пространства современного дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 9. С. 141-146.
Гендина Н.И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ: Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2012.
Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни: научн. ред. перевода А. Федоров. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 45 с.
Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 4. № 4(36). С. 12-27.
Тонких А.П. Интернет и его ресурсы для учителя начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 12. С. 1-5.
Тонких А.П. Российские образовательные интернет-ресурсы для учителей начальной школы // Начальная школа. 2007. № 1. С. 117-124.
Gust von Loh S, Henkel M. Information and media literacy in kindergarten[C] // European conference on information literacy. Springer, Cham, 2014: 253-262.
Stanley D B. Practical Steps to Digital Research: Strategies and Skills For School Libraries [M]. ABC-CLIO, 2018.
Theunert H, Demmler K. Medien entdecken und erproben. Null-bis Sechsjährige in der Medienpädagogik [J]. Medienkinder von Geburt an. Medienerziehung in den ersten sechs Lebensjahren. München, 2007: 91-118.