Историко-педагогическое развитие системы образования в условиях регионализации

Авторы

  • Татьяна Николаевна Лопатина Ставропольский государственный педагогический институт
  • Светлана Михайловна Бурим Межрегиональный медицинский колледж

DOI:

https://doi.org/10.25726/u4943-0504-2463-f

Ключевые слова:

Образование, культура, регион, развитие, педагогика

Аннотация

Образование является фундаментальным явлением и процессом в жизни каждого человека и общества. Оно выступает специфической областью общественной жизни, составляющей общественного прогресса, и всегда привлекает внимание ученых к исследованию ее роли, значения, влияния на формирование и развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Первой наукой, в которой образование становится предметом исследования является педагогическая. В ней образование сначала отождествляли с распространением и усвоением личностью определенной системой научных знаний, позже рассматривали как процесс, результат, социокультурный институт, наиболее общее педагогическое понятие, которое означает одновременно и социальное явление, и педагогический процесс, а также как духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Сегодня в обществе нет четко выработанного однозначного непротиворечивого общепринятого толкования образования, границы его определения являются слишком широкими, и каждое толкование по своему является правильным и отражает отдельные стороны, грани феномена образования, что говорит о его многосторонности и многоаспектность. Учитывая роль, значение и функции, которые выполняет образование в обществе, в научной среде ее часто отождествляют с такими категориями, как «обучение», «воспитание», «социализация», «развитие личности», что скорее свидетельствует о том, что развитие личности не может быть однопорядковым, а, наоборот, должно рассматриваться как необратимый процесс усложнения социокультурных организаций человека – ее восхождение от примитивно-простой, хаотической к высокой, сложной, многогранной целостно-интегрированной культурности, что одновременно выступает результатом образовательного процесса (достижения образовательной цели).

Библиографические ссылки

Алексахина В.Г., Игнатова О.В. Участие России в процессах регионализации высшего образования // Вопросы региональной экономики. 2021. № 1(46). С. 215-222.

Болгова Е.В. Регионализация высшего образования: теоретико-методологические подходы // Развитие экономики и менеджмента в современном мире : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Воронеж, 11 декабря 2016 года. Воронеж: Инновационный центр развития образования и науки, 2016. С. 24-27.

Греханкина Л.Ф. Повышение квалификации как фактор регионализации образования // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 425-432.

Исаев В.А., Исаева М.В. Глобализация и регионализация образования в условиях информатизации в вузах // Ноосферные исследования. 2021. № 1. С. 58-64.

Коростелева С. Г. Взаимосвязь принципов регионализации образования и народности воспитания в процессе непрерывного образования //Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, 18 апреля 2019 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. С. 49-52.

Коротков А.М.. Сергеев Н.К. Регионализация как тенденция развития современного российского образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 5(138). С. 4-9.

Кузнецов А.Н. К вопросу о принципах регионализации системы дополнительного педагогического профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 3(44). С. 89-101.

Лю Ч. Децентрализация управления образованием как фактор регионализации профессионального образования Китая в условиях его реформирования // Инновационные технологии в технике и образовании : IX Международная научно-практическая конференция, Чита, 21–22 декабря 2017 года /Министерство образования и науки Российской Федерации; Забайкальский государственный университет. Чита: Забайкальский государственный университет, 2017. С. 98-107.

Островкин Д.Л., Реньц М.А. Регионализация как основной стратегический ориентир отечественного высшего образования // Вестник педагогических наук. 2022. № 3. С. 237-242.

Сапрыкин В.А., Назаренко А.С. К вопросу о регионализации образования: социологический аспект // Гносеологические аспекты образования: Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. С. 253-256.

Тюличева Л.Д. Процессы регионализации профессионального образования // XVIII Вишняковские чтения. Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона: материалы международной научной конференции, Бокситогорск, 27 марта 2015 года. Бокситогорск: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. С. 176-178.

Загрузки

Опубликован

2022-06-15

Как цитировать

1.
Лопатина ТН, Бурим СМ. Историко-педагогическое развитие системы образования в условиях регионализации. УО [Интернет]. 15 июнь 2022 г. [цитируется по 21 февраль 2024 г.];12(4):57-64. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/394