Педагогические условия использования интерактивной тетради как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка
DOI:
https://doi.org/10.25726/a1337-6128-3582-rКлючевые слова:
Интерактивная тетрадь, мотивация, русский язык, познавательный интерес, младшие школьникиАннотация
В статье представлен анализ результатов использования и применения интерактивной тетради как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка. Установлено, что успешное развитие познавательного интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста может быть обеспечено за счет реализации ряда педагогических условий. При использовании интерактивной тетради на уроках русского языка создавались ситуации успеха для каждого ребенка с учетом его особенностей познавательной сферы и учебных возможностей, применялся дифференцированный подход к содержанию учебных заданий, к применяемым педагогическим методам, дидактическим играм и характеру помощи учителя. В рамках данной статьи представлен анализ результатов исследования, где показано, что использование новых педагогических приемов и создание ситуаций успеха на занятиях позволили изменить эмоциональное и ценностное отношение к русскому языку. Диагностика мотивационно-ценностного, действенно-практического и эмоционально-волевого компонентов выявила наличие интереса детей к самостоятельному изучению дополнительных источников по русскому языку, обучающиеся стали выбирать задания частично-поискового или поискового характера. В ходе реализации совокупности педагогических условий были выявлены факторы, негативно влияющие на развитие познавательного интереса обучающихся к русскому языку.
Библиографические ссылки
Гатауллина Э.В., Арасланова А.А. Педагогические условия создания ситуации успеха на уроках как средство развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». https://scienceforum.ru/2019/article/2018013507
Илюшкина О.А., Сальков А.В. Интерактивная тетрадь как многофункциональный дидактический материал // Modern Science. 2021. №4-2. С. 191-199.
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электон. носителе. В 2 ч. Ч.1. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 159 с.
Савкина Н.Г. Формирование интереса к урокам русского языка у учащихся начальных классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12.
Сальков А.В. Использование заданий криптологического типа на уроках истории как основа формирования учебной мотивации обучающихся 7-8 классов // Современное педагогическое образование. 2020. №11. С. 195-200.
Abdul-Rahman Al-Malah, D. K., Hamed, S. I., Haider, T. H., & ALRikabi, S. (2020). The Interactive Role Using the Mozabook Digital Education Application and its Effect on Enhancing the Performance of eLearning. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 15(20), 21–41. https://doi.org/10.3991/ijet.v15i20.17101
Domínguez, J. C., Alonso, M. V, González, E. J., Guijarro, M. I., Miranda, R., Oliet, M., … Yustos, P. (2021). Teaching chemical engineering using Jupyter notebook: Problem generators and lecturing tools. Education for Chemical Engineers, 37, 1–10. https://doi.org/10.1016/j.ece.2021.06.004
Engelberger, F., Galaz-Davison, P., Bravo, G., Rivera, M., & Ramírez-Sarmiento, C. A. (2021). Developing and Implementing Cloud-Based Tutorials That Combine Bioinformatics Software, Interactive Coding, and Visualization Exercises for Distance Learning on Structural Bioinformatics. Journal of Chemical Education, 98(5), 1801–1807. https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.1c00022
Galanti, T. M., Baker, C. K., Morrow-Leong, K., & Kraft, T. (2021). Enriching TPACK in mathematics education: using digital interactive notebooks in synchronous online learning environments. Interactive Technology and Smart Education, 18(3), 345–361. https://doi.org/10.1108/ITSE-08-2020-0175
Kim, B., & Henke, G. (2021). Easy-to-Use Cloud Computing for Teaching Data Science. Journal of Statistics and Data Science Education, 29(S1), S103–S111. https://doi.org/10.1080/10691898.2020.1860726
Rowe, P. M., Fortmann, L., Guasco, T. L., Wright, A., Ryken, A., Sevier, E., … Neshyba, S. (2021). Integrating polar research into undergraduate curricula using computational guided inquiry. Journal of Geoscience Education, 69(2), 178–191. https://doi.org/10.1080/10899995.2020.1768004
Sengupta, I. (2021). Illustrating elementary NMR concepts through simple interactive python programs. Journal of Chemical Education, 98(5), 1673–1680. https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.0c01008
Smith, D. H., Hao, Q., Hundhausen, C. D., Jagodzinski, F., Myers-Dean, J., & Jaeger, K. (2021). Towards Modeling Student Engagement with Interactive Computing Textbooks: An Empirical Study. In SIGCSE 2021 - Proceedings of the 52nd ACM Technical Symposium on Computer Science Education (pp. 914–920).
Suárez-García, A., Arce-Fariña, E., Álvarez Hernández, M., & Fernández-Gavilanes, M. (2021). Teaching structural analysis theory with Jupyter Notebooks. Computer Applications in Engineering Education, 29(5), 1257–1266. https://doi.org/10.1002/cae.22383
Sümmermann, M. L., Sommerhoff, D., & Rott, B. (2021). Mathematics in the Digital Age: The Case of Simulation-Based Proofs. International Journal of Research in Undergraduate Mathematics Education, 7(3), 438–465. https://doi.org/10.1007/s40753-020-00125-6