Комплексное использование методов, форм и средств обучения как условие эффективности образовательного процесса
Ключевые слова:
интериоризация, методы обучения, формы обучения, средства обучения, органы чувств, среднее профессиональное образование, кейсовые технологии, активные методы обучения (АМО), знания, умения и навыки (ЗУН), технические средства обучения (ТСО), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).Аннотация
В данной статье рассмотрены основные методические аспекты ведения образовательной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования, перечень методов, форм и средств обучения как основных элементов педагогической системы, приведена сравнительная характеристика традиционной и современной структуры занятия. Раскрывается сущность важнейших теоретических положений советских, российских и зарубежных педагогов и психологов. В современных условиях развития образовательной системы возникает необходимость поиска способов повышения качества обучения. Сложность образовательных задач и высокая конкурентоспособность в сфере труда требуют от выпускников практико-ориентированных знаний и компетенций. Тем не менее, существующие образовательные технологии часто оказываются недостаточно эффективными. В связи с этим актуальной является проблема комплексного использования различных методов, форм и средств обучения для повышения результативности обучения студентов. В статье были использованы как теоретические, так и практические подходы. Теоретический анализ включал изучение научных публикаций и учебных пособий, связанных с педагогическими технологиями. Практическая часть включала эксперимент, проведённый в образовательной среде: студенты были разделены на контрольные и экспериментальные группы, в которых применялись различные методы (например, классические лекции, семинары, проектное обучение) в сочетании с современными цифровыми и информационными технологиями. Анализ результатов эксперимента показал, что студенты, обучавшиеся с применением интеграции различных методов и инструментов, оказались более успешными в освоении материала по сравнению с контрольной группой. Комбинирование традиционных лекционных занятий с интерактивными и проектными подходами позволило повысить уровень вовлечённости и мотивации студентов, что привело к улучшению их академических результатов. Полученные данные свидетельствуют о том, что комплексный подход к обучению позволяет усилить передачу знаний и способствует формированию у студентов практических и теоретических навыков. Это подтверждает необходимость дальнейшей разработки интегрированных образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность учебного процесса.
Библиографические ссылки
Бочкарева Т.Н., Литвиненко С.В., Гусева Л.В., Тонких А.П. Оценка формирования профессиональной мотивации студентов среднего профессионального образования // Мир науки. 2018. Т. 6. № 2. С. 8.
Выготский Л.С. Мышление и речь: монограф. М.: Лабиринт, 2007. 350 с.
Данилова Т.В., Тонких А.П., Фандина Н.А. Концепция ИКТ в современном образовании // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4(62). С. 146-153.
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Рубин А.Г., Тонких А.П. Элементы стохастики в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 5. C.45-49.
Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Дидактика начальной школы: учебник и практикум для ср. проф. обр. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 228 с.
Духавнева А.В., Кукушин В.С. Педагогические технологии: уч. пос. для студ. педагог. спец. Под ред. В.С. Кукушина. Изд. 2-е, испр. и доп. Ростов н/Дону: ИЦ «МарТ»; М.: ИКЦ «МарТ», 2020. 335 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 711 с.
Тонких А П. Элементы стохастики в курсах математики факультетов подготовки учителей начальной школы // Начальная школа плюс До и После. 2003. № 4. С. 32-37.
Тонких А.П. Интернет и его ресурсы для учителя начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 12. С. 1-5.
Тонких А.П. Математика: уч. пос. для студ. фак. подг. учителей нач. кл., для студ. высш. учеб. зав., обуч. по спец. 031200 «Педагогика и методика начального образования». В 2-х кн. 2-е изд., испр. М.: Книжный дом Университет, 2008. 20 с.
Тонких А.П. Основы математической обработки информации: уч.-мет. пос. Брянск: Курсив, 2013. 224 с.