Обучение игре на блокфлейте как путь к развитию музыкальности
Ключевые слова:
блокфлейта, музыкальность, дошкольное образование, музыкальное развитие, когнитивное развитие, музыкальные способности, методика обучения, комплексный подход, полихудожественный подход.Аннотация
Данная статья посвящена изучению потенциала блокфлейты как инструмента, способствующего развитию музыкальности у детей дошкольного возраста на начальном этапе обучения. Рассматривается влияние блокфлейты на когнитивные и музыкальные способности ребенка. В статье описывается способствующая развитию музыкальности методика, основанная на комплексном и полихудожественном подходах. В данной статье рассматривается вопрос влияния обучения игре на блокфлейте на развитие музыкальности у обучающихся. Введение содержит анализ значимости музыкального образования и углубляется в важность развития музыкальности как базового компонента музыкальной культуры. Приводятся актуальные исследования, доказывающие, что обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию слуха, ритма и мелодического восприятия. Методы исследования включают теоретический анализ литературы по вопросам музыкального образования, педагогики и психологии, а также практическое наблюдение за процессом обучения детей игре на блокфлейте. Описана методика обучения, включающая сочетание традиционных упражнений с инновационными подходами, направленными на улучшение слуховых и моторных навыков. В исследовании также использованы тестирования музыкального развития на основе существующих психологических тестов и музыкально-педагогических методик. В разделе «Результаты» представлены данные об улучшении музыкальных способностей у детей после прохождения курса обучения игре на блокфлейте. Анализ результатов показал существенное повышение параметров музыкальности, таких как ритмическое чувство, интонационная точность и способность воспринимать и воспроизводить мелодические структуры. Было установлено, что регулярные занятия с блокфлейтой способствуют развитию более сложных уровней музыкального восприятия. В заключениях сделан вывод о том, что обучение игре на блокфлейте является эффективным средством развития музыкальности у детей. Указано на необходимость интеграции методов обучения игре на блокфлейте в систему музыкального образования как начального уровня. Предлагаются направления для дальнейших исследований, включая изучение долгосрочного влияния подобного рода обучения на общую музыкальную культуру и личностное развитие участников.
Библиографические ссылки
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2004.128 с.
Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Ленинград: Музыка. Ленинградское отделение, 1970. 160 с.
Бехтерев В.М. Музыка как лечебное средство // Петербургская газета. 1913. №102. C. 35.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 352 с.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 415 с.
Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. Академия педагогических наук РСФСР, Институт художественного воспитания. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 248 с.
Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982. 271 с.
Вологдина М.А. Флейта: методика обучения: сб. ст. Ред.-сост. М. А. Вологдина. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2017. 240 с.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. Международная академия педагогических наук, Московский гуманитарный актерский лицей. М.: Малое издательское предприятие NB Магистр, 1993. 190 с.
Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1962. 116 с.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2012. 366 с.
Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Дьякова Е.Ю. Возрастная морфология: уч. пос. Томск: Томский государственный университет, 2009. 207 с.
Кванц И.И. Опыт наставлений в игре на флейте траверсо. СПб.: Фонд Возрождения Старинной Музыки, 2013. 392 с.
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности: уч. пос. для студ. вузов. Пред. Г. Рождественского. М.: Таланты-XXI в., 2004. 493 с.
Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. 496 с.
Козлянинова И. П. Сценическая речь: учеб. Под ред. И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС», 2002. 511 с.
Космовская М.Л. Научно-методическое руководство игры на свирели (по способу обучения Э.Я. Смеловой). Курск: Курский государственный университет, 2011. 16 с.
Ламперти Ф. Искусство пения (L'arte del canto) по классическим преданиям: технические правила и советы ученикам и артистам: учебное пособие. СПб.: Лань, 2009. 192 с.
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Ч. 1. Ленинград: Музыка. Ленинградское отделение, 1973. 262 с.
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Ч. 2. Ленинград: Музыка. Ленинградское отделение, 1983. 190 с.
Люблинская А.А. Детская психология: уч. пос. для студ. педагог. инст-в. М.: Просвещение, 1971. 415 с.
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. .383 с.
Петрушин В.B. Музыкальная психология: уч. пос. для вузов. 2-е изд. М.: Академический проект: Трикста, 2008. 398 с.
Платонов Н.И. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1958. 48 с.
Платонов Н.И. Школа для флейты. М.: Государственное музыкальное издательство, 1933. 125 с.
Рачина Б.С. Распевание в детском хоре: 210 упражнений: уч.-метод. пос. СПБ.: Композитор Санкт-Петербург, 2017. 104 с.
Рачина Б.С. Музыкальная грамотность, или В поисках ключей к смыслам музыкального искусства: уч.-метод. пос. СПб.: Лань, 2021. 488 c.
Ревеш Г., Присман И.М. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. Под ред. и с пред. проф. Россолимо. М.: «Современные проблемы», 1924. 69 с.
Старчеус М.С. Слух музыканта. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. Люберцы: ПИК ВИНИТИ, 2003. 639 с.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. М.: Владос, 2002. 176 с.
Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. 173 с.
Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х томах Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 328 с.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Академия педагогических наук РСФСР, Институт психологии. М.; Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947. 335 с.
Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: уч. пос. М.: Граф-Пресс, 2010. 240 c.
Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: уч. пос. СПб.: Композитор, 2008. 367 с.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пос. для уч. муз. отд. педвузов и конс-й. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. 373 с.
Чарели Э.М. Учитесь говорить: о культуре речи. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. 126 с.
Юрисалу Х.А. 24 урока на блокфлейте: упражнения и пояснения для начинающих. Ленинград: Современный композитор. Ленинградское отделение, 1985. 54 с.
Яковлев А.В. Вопросы певческого воспитания: в помощь учителю пения: сб. ст. Ленинград: Учпедгиз. Ленинградское отделение, 1958. 94 с.
Яковлев А.С. О физиологических основах формирования певческого голоса. Вопросы певческого воспитания школьников: сб. ст. М., 1958. 94 с.