Формирование трендовой модели обучения в технологических кластерах в России

Авторы

  • Ольга Сергеевна Потрясова Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)
  • Дмитрий Максимович Сергеев Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
  • Дарья Александровна Фарафонова Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
  • Анастасия Сергеевна Румянцева Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Ключевые слова:

технологический кластер, трендовая модель обучения, интеграция образования и бизнеса, проектное обучение, STEAM-компетенции, инженерная педагогика

Аннотация

Формирование эффективных моделей обучения в технологических кластерах является ключевым фактором инновационного развития России в условиях становления экономики знаний. Цель исследования – разработка и апробация трендовой модели образовательного процесса, адаптированной к специфике российских технокластеров. Исследование опиралось на сочетание количественных и качественных методов. На основе кластерной выборки (n=120) проведен социологический опрос резидентов технопарков в 8 регионах РФ. Качественные данные получены путем серии глубинных интервью (n=20) с экспертами в области инженерной педагогики и анализа документов 15 ведущих технопарков. Установлено, что традиционные форматы обучения слабо отвечают запросам высокотехнологичных компаний резидентов кластеров. Выявлены ключевые параметры трендовой образовательной модели: проектный подход, коллаборация университетов и бизнеса, интеграция STEAM-компетенций. Предложен комплекс мер по имплементации модели в практику образовательной деятельности технопарков. Результаты исследования дают основания для пересмотра сложившихся подходов к инженерному образованию в РФ. Дальнейшая разработка и масштабирование трендовой модели позволит повысить эффективность подготовки кадров для инновационных кластеров и ускорить техническое развитие страны.

Библиографические ссылки

Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Реализация новых моделей в подготовке инженеров-исследователей: социологический анализ // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 88-96.

Боровков А.И., Рябов Ю.А., Марусева В.М. Новая парадигма проектирования в высокотехнологичной промышленности // Инновации. 2021. № 8(274). С. 45-59.

Гохберг Л.М., Дитковский К.А., Кузнецова И.А. Индикаторы инновационной деятельности: 2021: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 280 с.

Кавицкая И.Л., Дашкова А.К., Зиньковская С.М., Кирищиева И.Р. Трансформация инженерного образования: опыт международного сотрудничества // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 69-82.

Кондратьев В.В., Кузнецова М.Н. Модель проектно-ориентированного обучения в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 135-149.

Кузьминов Я.И., Песков Д.Н. Какое будущее ждет университеты // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 202-233.

Унгер М., Полтерович В.М. Базовая модель развития инновационной экосистемы // Экономическая наука современной России. 2021. № 2(93). С. 7-27.

Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 47-62.

Etzkowitz H. The triple helix: university-industry-government innovation in action. NY; L.: Routledge, 2008. 180 p.

Crawley E.F., Malmqvist J., Ostlund S., Brodeur D.R., Edstrom K. Rethinking engineering education: The CDIO approach. 2nd ed. Cham: Springer, 2014. 311 p.

Khine M.S., Areepattamannil S. STEAM education: Theory and practice. Cham: Springer, 2019. 276 p.

Graham R. The global state of the art in engineering education. Cambridge: MIT School of Engineering, 2018. 170 p.

Goodhew P.J. Teaching Engineering: All you need to know about engineering education but were afraid to ask. Liverpool: UKCME, 2010. 171 p.

Shernoff D.J., Sinha S., Bressler D.M., Ginsburg L. Assessing teacher education and professional development needs for the implementation of integrated approaches to STEM education // International journal of STEM education. 2017. Vol. 4. № 1. pp. 1-16.

Wrigley C., Straker K. Design thinking pedagogy: the educational design ladder // Innovations in education and teaching international. 2017. Vol. 54. № 4. pp. 374-385.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Потрясова ОС, Сергеев ДМ, Фарафонова ДА, Румянцева АС. Формирование трендовой модели обучения в технологических кластерах в России. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];14(6-1):74-83. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1637

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ