Учет этнолингвистического многообразия Афганистана при обучении персоговорящих студентов русскому языку как иностранному

Авторы

  • Ша Фаизулла Ахмад Шиджа Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, Афганистан, этнолингвистическое многообразие, персидский язык, сопоставительная лингвистика, межкультурная коммуникация, лингводидактика

Аннотация

Настоящая статья посвящена проблеме учета этнолингвистического многообразия Афганистана при обучении персоговорящих студентов русскому языку как иностранному (РКИ). Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки эффективных лингводидактических подходов, адаптированных к специфике языковой ситуации в Афганистане. Цель исследования - выявить ключевые этнолингвистические факторы, влияющие на процесс освоения РКИ персоговорящими афганскими учащимися, и предложить методические решения для оптимизации обучения. В ходе работы применялись методы социолингвистического анализа, направленного интервьюирования, педагогического моделирования. Эмпирическую базу составили данные полевых исследований, проведенных в 2020-2022 гг. в ряде регионов Афганистана, а также результаты опроса преподавателей РКИ, имеющих опыт работы с афганским контингентом. Установлено, что ведущими факторами, определяющими специфику освоения РКИ в афганской аудитории, выступают: 1) структурно-типологические особенности родного языка (диалекта) учащихся; 2) характер языковых контактов и взаимовлияний в условиях многоязычия; 3) культурно-религиозные традиции и ценностные ориентации, опосредующие учебную коммуникацию. Предложена система лингводидактических приемов и рекомендаций по учету данных факторов, включающая: а) углубленное сопоставительное изучение контактирующих языков; б) поэтапное формирование межкультурной компетенции; в) реализацию стратегий «мягкой адаптации» учебного процесса к социально-психологическим особенностям учащихся. Результаты исследования значимы для развития теории и практики преподавания РКИ в поликультурной среде, открывают перспективы для дальнейшей разработки национально-ориентированных моделей обучения.

Библиографические ссылки

Босворт К.Э., Фрагнер Б.Г. Tādjīk. Энциклопедия ислама. Лейден: Конинклийке Брилл Н.В. 1999.

Институт Статистики ЮНЕСКО. http://data.uis.unesco.org/

Лонгворт Дж, Моргенштерн М., Гиршман Г.Р. Afghanistān. Энциклопедия ислама. Лейден: Конинклийке Брилл Н.В. 1999.

Необычный язык: непонятный переход Пакистана на урду // ВВС news. 2012.

Подсчет издержек 20-летней войны Америки в Афганистане // Associated Press News. 2024.

Успехи и проблемы в образовании афганских девочек // ВВС news. 2012.

Шайста В., Янгерман Б. Краткая история Афганистана. NY: Infobase Publishing, 2007. 308 с.

Afghanistan // Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/place/Afghanistan (дата обращения: 24.01.2024)

Afghanistan in 2006. A Survey of the afghan people. Kabul: Afghan Centre for Socio-economic and Opinion Research (ACSOR), 2006.

Afghanistan in 2012. A Survey of the afghan people. Kabul: Afghan Centre for Socio-economic and Opinion Research (ACSOR), 2012.

Afghanistan in 2013. A Survey of the afghan people. Kabul: Afghan Centre for Socio-economic and Opinion Research (ACSOR), 2013.

Afghanistan in 2019. A Survey of the afghan people. Kabul: Afghan Centre for Socio-economic and Opinion Research (ACSOR), 2019.

Dupri L. Afghanistan iv. Ethnography. Encyclopaedia Britannica. 1982.Gouttierre T., Baker М.S. Ethnic map of Afghanistan. Stratfor: Center For Afghanistan Studies; University of Nebraska at Omaha; National Geographic Society, 2003.

Gouttierre Т., Baker M.S. Ethnic map of Afghanistan. Stratfor: Center for Afghanistan Studies; University of Nebraska at Omaha; National Geographic Society, 2003.

Haarmann H. Sprachenalmanach: zahlen und fakten zu allen sprachen der welt. Frankfurt: Campus Verlag, 2002. 460 c. 3593365723, 9783593365725.

Lieven A. The Arbiters of Afghanistan // The National Interest. 2016. № 145. рр. 28-36.

Ministry of Foreign Affairs – Islamic Republic of Afghanistan. https://web.archive.org/web/20210829115048/https://www.mfa.gov.af/constitution/chapter-one-state.html

Tajik i. the ethnonym: origins and application // Encyclopedia Iranica. 2024.

Tajik people // Encyclopedia Britannica. 2024.

WorldData.info. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.cbf15bb9-65b12d51-abc876d9-74722d776562/https/www.worlddata.info/asia/afghanistan/index.php

Загрузки

Опубликован

2024-04-30

Как цитировать

1.
Шиджа ШФА. Учет этнолингвистического многообразия Афганистана при обучении персоговорящих студентов русскому языку как иностранному. УО [Интернет]. 30 апрель 2024 г. [цитируется по 30 октябрь 2024 г.];14(4-2):252-61. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1595

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ