Интеграция научных исследований в учебный процесс нефтегазовых вузов как способ повышения качества образования в России
DOI:
https://doi.org/10.25726/l5676-9372-7073-iКлючевые слова:
интеграция науки и образования, нефтегазовые вузы, качество образования, научные исследования, инновации, практико-ориентированное обучение, исследовательские компетенцииАннотация
В статье рассматривается актуальная проблема интеграции научных исследований в образовательный процесс нефтегазовых вузов России как способ повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов. Цель работы заключается в анализе существующих подходов и методов внедрения результатов научных изысканий в учебную деятельность, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию данного процесса. В ходе исследования применялись такие методы, как системный анализ, сравнительный анализ, метод экспертных оценок, а также анкетирование и интервьюирование профессорско-преподавательского состава и студентов ведущих нефтегазовых университетов страны. Материалами для работы послужили научные публикации отечественных и зарубежных авторов, статистические данные, отчеты о научно-исследовательской деятельности вузов, а также результаты собственных исследований авторов. В статье приводится обзор современного состояния проблемы, выявляются основные тенденции и проблемы интеграции науки и образования в нефтегазовой отрасли. Проанализированы успешные практики ведущих университетов, таких как РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, Тюменский индустриальный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет и др. Результаты исследования показали, что эффективная интеграция научных исследований в учебный процесс способствует повышению качества образования, развитию у студентов исследовательских компетенций, креативного мышления, навыков решения практических задач. Авторами предложен комплекс мер по совершенствованию процесса интеграции, включающий модернизацию образовательных программ, развитие научной инфраструктуры вузов, стимулирование научной активности преподавателей и студентов, усиление взаимодействия с работодателями и научными организациями. Реализация предложенных рекомендаций позволит повысить эффективность подготовки кадров для нефтегазовой отрасли и будет способствовать инновационному развитию экономики России.
Библиографические ссылки
Аналитический доклад «Наука в вузах: результативность и интеграция с реальным сектором экономики» // Счетная палата Российской Федерации. 2021. 67 с.
Годовой отчет о результатах деятельности ведущих нефтегазовых вузов России за 2020 год // Министерство науки и высшего образования РФ. 2021. 158 с.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. М.: Луч, 2018. 640 с.
Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С., Пятибратов П.В. Подготовка инженерных кадров для нефтегазового комплекса в Губкинском университете // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 37-50.
Научный потенциал вузов и научных организаций Минобрнауки России: 2020. Статистический сборник. М.: ФГАНУ НИИ РИНКЦЭ, 2021. 288 с.
Неборский Е.В. От классической до постнеклассической парадигмы высшего образования // Педагогика. 2015. № 5. С. 35-41.
Романцов М.Г., Мельникова И.Ю., Даринский Ю.А. Российское национальное медицинское образование на этапе его реформирования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. №1(15). С. 32-42.
Стенограмма парламентских слушаний «О государственной поддержке развития науки и научно-технической деятельности в Российской Федерации» // Государственная Дума РФ. 2021. 90 с.
Стратегия развития Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина на 2021-2030 гг. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2021. 132 с.
Шагиева Р.В., Гаранина Е.П. Инновационные формы интеграции науки, высшего образования и производства // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. №16. С. 292-298.
Indicators of Higher Education in Science and Technology // National Science Foundation. 2021. 156 p.
Kireev V., Zhundibayeva A., Aktanova A. Distance learning in higher education institutions: Results of an experiment // Journal of Social Studies Education Research. 2019. Vol. 10(3). рp. 387-403.
Rosenberg N., Nelson R. American universities and technical advance in industry // Research Policy. 1994. Vol. 23. рp. 323-348.
The Anatomy of Scientific Research: Purposes, processes and practices. Ed. by V. Sobolev. Amsterdam: Elsevier, 2020. 328 p.