Особенности обучения оперному искусству: техника, выразительность и сценическое присутствие

Авторы

  • Гао Хаодун Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/g2769-7738-1988-w

Ключевые слова:

оперное искусство, вокальное мастерство, актёрское мастерство, сценическое присутствие, образование, Россия, музыкальные вузы

Аннотация

Введение: Оперное искусство является одной из сложнейших областей музыкального творчества, требующей совмещения вокального мастерства, актёрского таланта и сценического присутствия. В российских вузах разработаны уникальные методики обучения оперному мастерству, позволяющие учитывать особенности стиля русской школы пения. Материалы и методы: Данное исследование базируется на анализе учебных программ и методических материалов 5 ведущих российских музыкальных вузов (например, Московская и Санкт-Петербургская консерватории). Были проанализированы подходы к развитию вокальных, актёрских и сценических навыков, а также особенности междисциплинарной подготовки студентов. Результаты: Выявлено, что все рассмотренные вузы уделяют большое внимание индивидуальным занятиям со специалистами по вокалу, актёрскому мастерству и сценической речи. При этом в российских вузах широко используются уникальные приёмы развития дыхания и голоса, разработанные в рамках русской школы пения. Кроме того, особое внимание уделяется истории и традициям русской оперы, что позволяет студентам полностью раскрыть свой творческий потенциал. Студенты регулярно проходят промежуточные прослушивания перед комиссией педагогов, а также принимают участие в открытых концертах и музыкальных вечерах. Подобный контроль позволяет объективно оценить прогресс каждого обучающегося и скорректировать индивидуальную образовательную траекторию.

Библиографические ссылки

Басаргина Е.Г. Практико-ориентированный подход в обучении магистрантов направления подготовки «Вокальное искусство» // Культурная жизнь Юга России. 2019. № 3 (74). С. 87-90.

Грибкова О.В., Казначеев С.М. Вокальная подготовка как средство развития творческого потенциала личности // Искусство и образование. 2018. № 2 (112). С. 77-83.

Кожин Н.В. Знание дирижерского жеста в классе вокального коучинга // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 187-191.

Костяева Н.А., Кузнецова Е.В. Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2015. № 9 (45). С. 19-22.

Могилевская Л.А. За кулисами оперы: записки концертмейстера. Москва: Типография «Новости», Музыка, 2010. 283 с.

Невдах С.И., Цюн Е. Особенности подготовки вокалистов в системе высшего музыкального образования Китая в контексте межкультурного взаимодействия // Вестник Бердянский Государственный Педагогический университет. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2018. № 1 (95). С. 6-10.

Нестерова А.О. специфических особенностях вокальных упражнений для выработки технических основ у начинающих певцов // Мусина санъати йуналишида профессионал кадрлар тайёрлаш, янги технологиялар ва ижрочилик омиллари. Ежегодник, 2020. С. 75-78.

Печкурова Л.С., Григорьянц Т.А. Учебный спектакль как система взаимодействия трёх авторов // Вест. Кеме-ров. гос. ун-та культуры и искусств. 2017. № 39. С. 185-189.

Поморцева Н.В., Протасова Н.Г. Формирование интерпретационной культуры музыканта в процессе исполнительской деятельности // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. 2019. № 49. С. 58-63.

Руднева С.В. Феномен вокального коучинга в современном музыкальном образовании // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. Т. 12. Вып. 3. C. 131-135.

Твердохлебова О.В. Дамиано Микьелетто: штрихи к творческому портрету // Юж.-Рос. музык. альм. 2017. № 3. С. 71-75.

Фанг Ю. Изучение необходимости и направления реформы преподавания вокальной музыки в колледжах и университетах // Северная музыка. 2020. № 10. С. 196-198.

Цюй Л.Ю. Анализ методов китайской и европейской вокальной подготовки // Вестник Харьковская государственная академия дизайна и искусств. Министерство междисциплинарных достижений. 2016. №2. С. 98-102.

Чжао М. Процесс развития китайской оперы // Университетский научный журнал. 2017. № 29. С. 160-165.

Яблонская В.С. Коучинг и менторство как направления расширения профессиональной функциональности концертмейстера // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2020. № 18. С. 291-297.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Хаодун Г. Особенности обучения оперному искусству: техника, выразительность и сценическое присутствие. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(12-1):230-7. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1252

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ