Влияние знаменитых фортепианных исполнителей и педагогов на развитие музыкального образования
DOI:
https://doi.org/10.25726/d8556-0868-7338-gКлючевые слова:
фортепианное искусство, музыкальная педагогика, музыкальное образование, история развития вузов, взаимовлияние культурАннотация
Воздействие творчества и педагогической деятельности выдающихся фортепианных исполнителей и педагогов на становление и развитие музыкального образования в вузах России является малоизученной проблемой. Цель данного исследования состоит в том, чтобы проанализировать вклад выдающихся российских и зарубежных пианистов и педагогов XIX-XX веков в формирование системы музыкального образования в ведущих музыкальных вузах страны. Цель: Исследование направлено на анализ влияния педагогической деятельности выдающихся российских фортепианных педагогов и исполнителей XIX-XX веков на становление и развитие системы музыкального образования в ведущих музыкальных вузах России. Методы: При исследовании использовались методы историко-биографического и документального анализа педагогического наследия Н.Г. Рубинштейна, С.В. Рахманинова, Г.Н. Нейгауза. Изучались источники по истории музыкальных вузов, воспоминания учеников педагогов. Результаты: Установлено фундаментальное значение методики Н.Г. Рубинштейна для формирования системы музыкального образования. Вклад С.В. Рахманинова заключался в развитии педагогических традиций. Метод Г.Н. Нейгауза нашёл широкое применение в советской школе. Наработки выдающихся отечественных педагогов заложили основы отечественной фортепианной педагогики и продолжают оказывать существенное влияние на развитие музыкального образования.
Библиографические ссылки
Аргамакова О.И. Педагогическая деятельность Н.Г. Рубинштейна. М.: Музыка, 1988.
Веккер Л.М. История русской, советской и зарубежной музыки. Т.3. М.: Музыка, 1971.
Герштейн М.М. Русская фортепианная школа. Л.: Музыка, 1969.
Келдыш Ю.В. Рубинштейн. Жизнь и творчество. Л.: Музыка, 1981.
Коган Г.Н. Сергей Васильевич Рахманинов. М.: Музыка, 1971.
Метнер Н. Воспоминания о Рахманинове. М.: Музыка, 1981.
Наумов А. Гнесины и русская музыка. М.: Музыка, 1981.
Орешин А.Д. Долгий путь к совершенству. М.: Музыка, 1974.
Пархоменко Ю.И. Сергей Рахманинов. Л.: Музыка, 1973.
Сабанеева Л.А. Воспоминания о великих русских артистах. М.: Искусство, 1960.
Флиер А.Я. История русской музыкальной культуры. Т. 2. Л.: Музыка, 1973.
Жукова О.В. консерватории нас называли «софроничками» // Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. М.: Московская гос. консерватория, 2005. С. 346-354.
Болотов Ю. Исполнительская и педагогическая деятельность А.Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л. 2008. 28 с.
Баринова М. Очерки по методике фортепиано: учеб. пособие. СПб.: Лань; Планета музыки, 2018. 192 с.
Новиков А. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр Институт эффективных технологий, 2013. 268 с.
Цыпин Г. Музыкальное исполнительство и педагогика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 187 с.
Гребенюк Е.В. Претворение идей отечественной послевоенной музыкальной педагогики в культурном поле современного социума // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 2. С. 55-59.
Дорошенко С.И. Прогностический потенциал музыкально-педагогического наследия B.Н. Шацкой // Музыкальное искусство и образование. 2022. № 2. С. 140-151.