Формирование начальных навыков проектной деятельности у будущих учителей физики на практикуме
DOI:
https://doi.org/10.25726/e4428-8084-6874-jКлючевые слова:
физическое образование, планирование эксперимента, математическая статистика, проектная деятельностьАннотация
Подготовка учителя физики включает очень широкий набор умений и навыков, связанных с пониманием предмета, с умением решать задачи различного уровня сложности, планировать и ставить лабораторный эксперимент Последнее предполагает свободное владение основными концепциями математической статистики для критической оценки данных, что может быть использовано и при формировании навыков проектной деятельности студентов. Для того, чтобы подготовить студента к самостоятельной или групповой работе над проектом необходимо уже на младших курсах научить его формулировать учебную задачу, составить план выполнения и проводить анализ полученных результатов. Весь этот цикл эффективнее всего реализовать с привлечением нескольких дисциплин. В данной статье рассмотрено введение на лабораторных занятиях по механике элементов математической статистики на всех этапах экспериментирования, что делает изучение обоих дисциплин более мотивированным, а также позволяет развить навыки проектной деятельности. Студент ищет оптимальную стратегию, отбирает самое важное и учувствует в работе команды, параллельно фокусируется внимание на информации, интересной или потенциально полезной для изучаемого явления. Особое место при этом занимает выбор оборудования для решения поставленной задачи.
Библиографические ссылки
Беговщиц В.Н., Колинько К.А., Mиaтoв О.Л., Храбров А.Н. Использование метода линейной регрессии для обработки данных нестационарного аэродинамического эксперимента // Ученые записки Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского. 1996. №3-4. С. 30-37.
Глотова Е.Е. Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход // Человек и образование. 2014. №4 (41). С. 185-187.
Гольдварг Т.Б., Радачинская Ю.Н. Элементы дисперсионного анализа в физическом практикуме // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 11 (57). С. 179-184.
Данчук И.И. Роль проектного обучения в подготовке выпускников современного вуза // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 101-108.
Краснов А.Ю., Статистические методы в инженерных исследованиях. СПб: Университет точной механики и оптики, 2022. 119 с.
Митин И.В., Русаков В.С. Анализ и обработка экспериментальных данных: Учебно-методическое пособие для студентов младших курсов. М.: Физический Факультет. Московский государственный университет. 1998. 44 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.01. 2018. № 121. 12 с. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf
Тонких А.П. Проектная деятельность в курсе обучения математике будущего учителя начальных классов: компетентностный подход // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 2(32). С. 286-292.
Трофимова Е.А., Кисляк Н.В., Гилёв Д.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. Пособие. Федер. ун-т. Екатеринбург. Изд-во Урал. 2018. 160 с.
Фоминых С.О. Особенности организации проектной деятельности будущих учителей физики в условиях технопарка // Казанский педагогический журнал. 2023. №1 (156). С. 76-82.
Харитонова А.А., Ипкаева Л.А., Мишина А.А. Методика проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №3. С. 127-139.