Педагогический потенциал средств музейной педагогики в социально-коммуникативном развитии дошкольников
DOI:
https://doi.org/10.25726/h7672-1831-6497-fКлючевые слова:
музейная педагогика, социально-коммуникативное развитие, дошкольники, взаимодействие, общениеАннотация
В настоящее время одной изключевых задач дошкольного образования является формирование у детей навыков социально-коммуникативного взаимодействия. Проведенный анализ научной литературы показал, что музейная педагогика может оказать значительное положительное влияние на данный аспект развития ребенка благодаря особенностям своих образовательных программ. Целью данного исследования стало изучение влияния различных музейных занятий на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 60 детей из трех детских садов в возрасте от 3 до 7 лет. Они были равномерно распределены на экспериментальные и контрольную группы. Для оценки результатов использовались методы наблюдения, беседы, тестирования и анализа продуктов детской активности. Результаты исследования позволили выявить положительное влияние музейных занятий на развитие коммуникативных навыков у детей, а также зависимость эффекта от сложности образовательных программ. Материалы и методы. В исследовании участвовали 60 детей в возрасте 3-7 лет из 3 садов города Санкт-Петербург Они были равномерно распределены на 3 экспериментальные и 1 контрольную группы. Основным материалом явились 3 наиболее популярные образовательные программы центрального детского музея города Санкт-Петербург с различной степенью интенсивности (для младшей, средней и старшей групп). Для оценки результатов применяли: наблюдения в детском саду; индивидуальные беседы с детьми; тест «Оценка взаимодействия со сверстниками»; анализ изобразительной деятельности. Результаты. Показатели социально-коммуникативного развития до начала эксперимента были сопоставимы. После него отмечена положительная динамика параметров в экспериментальных группах. Результаты: тест «Оценка взаимодействия» - улучшение на 4,4-3,5 балла; беседы - увеличение кол-ва аргументированных и эмоциональных ответов; анализ рисунков - повышение уровня взаимосвязи деталей. Максимальный эффект достигнут у детей, прошедших самую насыщенную музейную программу. Статистический анализ подтвердил достоверность полученных результатов.
Библиографические ссылки
Бугаева А.П., Ан-Чауечи Л.Н. Музейная педагогика как средство средового подхода в воспитании патриотизма у младших школьников. Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. 2022. 114-117 с.
Вербенец А.М., Вересова М.С. Особенности и направления развития умений музейной коммуникации у старших дошкольников в условиях мини-музея // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего: сборник докладов VI Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2020. Т. 6. Вып. 1. С. 55-59.
Дроздова О.А. Дополнительные коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников во внеурочной деятельности // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Иркутский государственный университет. Иркутск: Аспринт, 2021. С. 180-186.
Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Кружкова Т.И. Опыт формирования патриотического сознания студенческой молодежи средствами музейной педагогики // Образование и право. 2020. № 8. С. 297-302.
Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения в профессиональном образовании будущего учителя // Инновации в образовании. 2016. № 1. С. 46-55.
Кочергин Б.К. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогики // Педагогические кадры современной России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной юбилею К.Д. Ушинского и Году педагога и наставника. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. С. 77-80.
Мазова Е.А. Музей кукол в детском саду: традиции, познание и творчество // Детство, открытое миру: сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», 2023. С. 24-25.
Мулюкина Е.И. Культурная практика коллекционирования как способ накопления экспонатов для создания интерактивного музея для детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2020. № 3. С. 154-158.
Максимова О.Н. Организация занятий музейной педагогикой с дошкольниками в условиях музейной среды // Педагогика. 2016. Т. 11. С. 31-34.
Прокопова Д.И., Толдонова Т.И. Музейная педагогика: патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2020. № 6. С. 18-20.
Поляков Т.П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия: монография. Москва: Вечер. 2019. 587 с.
Резайкина А.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 258-262.
Самойлова Л.Б. К вопросу о возможностях приобщения детей и молодежи к искусству в деятельности Краеведческого музея // Обучение искусству: опыт интеграции традиций и инноваций в методике преподавания. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2023. С. 197-205.
Савченко Т.А. Музейная педагогика в работе с детьми дошкольного возраста: опыт Музея Москвы // Музеи в образовательном пространстве. 2019. № 2. С. 82-89.
Угрюмова Н.В. Музейные исследовательские проекты для дошкольников // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2018. № 2. С. 16-19.
Филиппова И.В. Музейная педагогика в работе с дошкольниками на примере Музея изобразительных искусств // Искусство и культура. 2017. № 2. С. 129-133.
Фарфоровская Е.Г., Сотникова Л.В. Использование возможностей виртуального музея в работе с детьми дошкольного возраста // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 4. С. 4-6.
Халикова К.К. Занятие в музее как средство формирования универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста // Интерактивная наука. 2017. № 2 (12). С. 112-115. URL: https://doi.org/10.21661/r-117852.