Формы и средства проектирования ситуационных задач для развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся средней школы при дистанционном обучении химии

Авторы

  • Юрий Витальевич Федоров Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/p2618-9155-5196-f

Ключевые слова:

результаты, временные рамки, развитие, современные стратегии, регулирование

Аннотация

Использование ситуационных задач по химии как средства, положительно влияющего на развитие универсальных учебных действий подробно изучена в опытно-экспериментальных и исследовательских работах Н.В. Жульковой. Эффективное развитие универсальных учебных действий с помощью включения в учебный процесс ситуационных задач требует создания структуры их проектирования. Суть проектирования заключается в создании образа предмета и алгоритма его организации. В теории и практике проектирования описаны различные подходы к организации процесса учебного проектирования: К.С. Бажин, В.С. Безрукова, М.П. Горчакова-Сибирская, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, В.Е. Радионов, В.И. Слободчиков, Т.С. Шахматова, В.3, что отражено в их работах. Однако исследователи не рассматривают отдельно вопросы конструирования дидактических материалов, особенно ситуационных задач, и поэтому не в полной мере используют потенциал ситуационных задач как дидактических материалов при обучении в школе. Гипотеза эксперимента: учащиеся средней школы испытывают трудности при решении нетрадиционных химических задач повышенного и высокого уровня сложности (ситуационных), требующих применения комплекса знаний и умений, реализующих и развивающих метапредметные умения. Инфографика — это графическое представление информации, которое помогает визуализировать сложные концепции и данные. Она может быть полезным средством для визуализации ситуационных задач по химии, так как позволяет представить информацию в более понятной и доступной форме.

Библиографические ссылки

Антонов А.А., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е. Метапредметное и межпредметное в современной школе на примере изучения химии // Известия Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского. 2011. №25. С. 700-705.

Брыксина О.Ф. Дидактический потенциал инфографики: о полифункциональности в образовании // Поволжский педагогический вестник. 2020. №2 (27). С. 85-92.

Григорьева Н.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научный компонент. 2019. №3 (3) С. 152-156.

Егорова К.Е., Наумова А.Н. Пути и условия разработки и использования ситуационных заданий как средство достижения запланированных результатов в обучении химии (на примере классов гуманитарного профиля) // Педагогика. Психология. Философия. 2020. №3. С. 20-29.

Желтухина М.Р., Донскова Л.А. Инфографика как технология визуализации образовательного контента // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. С. 91-93.

Жулькoва Н.В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий, обучающихся // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей, ред. кол.: А.П. Солодков. Витебск: Витебский государственный университет им. П.А. Машерова. 2013. С. 52-53.

Жулькова Н.В., Чернобельская Г.М. Организация учебной деятельности учащихся по химии при разработке и решении ситуационных задач // Обучение и воспитание: методики и практика 2012/2013 учебного года: материалы VI Международной научно-практической конференции, под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРИС. 2013. С. 91-96.

Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия Алтайского государственного университета. 2009. №2. С. 22-28.

Поташник М.М., Левит М.В. Предметные, метапредметные и личностные результаты - оценка невозможного // Народное образование. 2014. №8 (1441). С. 120-129.

Пустовалова В.В. Инфографика как средство визуализации учебной информации // Современное педагогическое образование. 2020. №4. С. 222-228.

Федоров Ю.В. Инфографика как средство проектирования ситуационных задач в обучении химии. Актуальные проблемы химического и экологического образования, Верховский – 150: материалы 68-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, под науч. ред. Ю.Ю. Гавронской. Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2023. 252 с.

Фролова М.А. История возникновения и развития инфографики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Информационные компьютерные технологии в образовании. 2014. Вып. 10. С. 135-145.

Загрузки

Опубликован

2023-11-30

Как цитировать

1.
Федоров ЮВ. Формы и средства проектирования ситуационных задач для развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся средней школы при дистанционном обучении химии. УО [Интернет]. 30 ноябрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(11-2):102-11. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1174

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ