Формы и средства проектирования ситуационных задач для развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся средней школы при дистанционном обучении химии
DOI:
https://doi.org/10.25726/c2298-1477-3178-qКлючевые слова:
общественный прогресс, дистанционное обучение, наставники, информационная среда, личностьАннотация
Статья посвящена актуальной проблеме проектирования ситуационных задач для развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся средней школы в условиях дистанционного обучения химии. Авторы рассматривают различные формы и средства создания таких задач, акцентируя внимание на их эффективности в контексте онлайн-образования. Основное внимание уделяется методам стимулирования самостоятельной работы учащихся, развитию их критического мышления и умения решать проблемы. Статья содержит практические рекомендации для учителей по созданию и внедрению ситуационных задач в дистанционный учебный процесс, а также предлагает инструменты для оценки эффективности применения данных методик. Исследование способствует повышению качества дистанционного обучения химии и формированию у учащихся навыков саморегуляции и адаптации к сложным учебным ситуациям. Авторы также анализируют педагогические и психологические аспекты применения ситуационных задач, подчеркивая их роль в формировании мотивации к изучению химии и активизации когнитивной деятельности учащихся. Приводятся результаты эмпирического исследования, демонстрирующие положительное влияние ситуационных задач на уровень усвоения материала и развитие регулятивных универсальных учебных действий в дистанционном формате. В заключении статьи формулируются перспективы дальнейших исследований в данной области, а также возможные направления совершенствования методик проектирования и внедрения ситуационных задач в образовательный процесс. Статья будет полезна педагогам, методистам, а также всем, кто интересуется вопросами современной педагогики и дистанционного обучения.
Библиографические ссылки
Антонов А.А., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е. Метапредметное и межпредметное в современной школе на примере изучения химии // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. №25. С. 6.
Брыксина О.Ф. Дидактический потенциал инфографики: о полифункциональности в образовании // Поволжский педагогический вестник. 2020. №2 (27). С. 85-92.
Григорьева Н.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научный компонент. 2019. №3 (3) С. 152-156.
Егорова К.Е., Наумова А.Н. Пути и условия разработки и использования ситуационных заданий как средство достижения запланированных результатов в обучении химии (на примере классов гуманитарного профиля) // Педагогика. Психология. Философия. 2020. №3. С. 10.
Желтухина М.Р., Донскова Л.А. Инфографика как технология визуализации образовательного контента // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. С. 91-93.
Жулькoва Н.В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий, обучающихся // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. Редкол: А.П. Солодков. Витебск: ВГУ имени П.А. Машерова, 2013. С. 52-53.
Жулькова Н.В., Чернобельская Г.М. Организация учебной деятельности учащихся по химии при разработке и решении ситуационных задач // Обучение и воспитание: методики и практика 2012-2013 учебного года: материалы VI Международной научно-практической конференции под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРИС, 2013. С.91-96.
Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия АлтГУ. 2009. №2. С. 22-28.
Поташник М.М., Левит М.В. Предметные, метапредметные и личностные результаты, оценка невозможного // Народное образование. 2014. №8 (1441). С. 10.
Пустовалова В.В. Инфографика как средство визуализации учебной информации // Современное педагогическое образование. 2020. №4. С. 222-228.
Федоров Ю.В. Инфографика как средство проектирования ситуационных задач в обучении химии. Актуальные проблемы химического и экологического образования, Верховский 150: материалы 68-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под науч. ред. Ю.Ю. Гавронской. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. 252 с.
Фролова М.А. История возникновения и развития инфографики // Вестник ПГГПУ. Информационные компьютерные технологии в образовании. 2014. вып. 10. С. 135-145.