Интеграция цифровых технологий в современное образование: вызовы и перспективы

Авторы

  • Дим Русланович Хурамшин Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Динар Аликович Юнусов Уфимский государственный нефтяной технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/c3252-6884-6203-q

Ключевые слова:

цифровизация образования, высшее образование, онлайн-обучение, интеграция технологий, дистанционное обучение, Россия, образовательные платформы, инновационные методы обучения

Аннотация

Введение: В эпоху информационных технологий интеграция цифровых инструментов в образовательный процесс становится неотъемлемой частью развития высшего образования. В России, стремление к цифровизации образования усиливается как на государственном уровне, так и на уровне отдельных учебных заведений. Основные проблемы и задачи, стоящие перед вузами, касаются не только внедрения цифровых технологий, но и адаптации учебных программ и методик преподавания к новым условиям. Материалы и методы: Анализ проводился на основе данных Российского научно-исследовательского института статистики образования, включающих информацию о степени интеграции цифровых технологий в вузах по всей России. Дополнительно использовались результаты опросов студентов и преподавателей ведущих университетов страны, что позволило получить комплексное представление о реальном восприятии и эффективности цифровизации образования. Результаты: Исследование показало, что к 2023 году 78% вузов России внедрили в учебный процесс хотя бы одну форму цифровых технологий. Особое внимание уделяется разработке и реализации онлайн-курсов, которые в 2022 году использовались в 65% учебных заведений. Наибольшее распространение получили платформы для дистанционного обучения, такие как Moodle и Blackboard, чье использование увеличилось на 40% с 2020 года. Проведенные опросы выявили, что 70% студентов положительно оценивают внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, отмечая повышение гибкости обучения и доступности материалов. Тем не менее, преподаватели указывают на недостаточное количество обучающих программ для эффективного использования цифровых инструментов, что ставит перед вузами задачу повышения квалификации педагогического персонала.

Библиографические ссылки

Байбородова Л.В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2020. № 7. С. 22-30.

Бондарчук О.А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий // Научный альманах. 2019. № 5-3 (55). С. 136-138.

Веракса Н.Е. Проблема средств в цифровом обучении // Педагогика. 2020. № 4. С. 136- 138.

Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) // Среднее профессиональное образование. 2019. №3. С. 3- 8.

Вильданов И.Э., Сафин Р.С., Корчагин Е.А. Педагогическое управление в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58 (4). С. 46-50. URL: http://science.cfuv.ru/wp-content/uploads/2018/04/58-4-2018.

Гузанов Б.Н., Федулова К.А. Проектомодульные непрерывное междисциплинарное обучение в профессионально-педагогическом вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. Т. 9. № 4 (38). С. 34-43.

Дворецкая И.В., Мерцалова Т.А. Российские школы через призму мониторинга цифровой трансформации образования (анализ различительных возможностей инструмента). М.: НИУ ВШЭ, 2020. 36 с. URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/395153692.pdf.

Дзина Н.П., Дикая И.В., Дикой А.А. Цифровые технологии в подготовке студентов педагогического вуза // Технолого-экономическое образование. 2021. №15. С. 76-79.

Каштанова С.Н., Панфилова Т.О. Сенсорная интеграция как основа обучения грамоте умственно отсталых младших школьников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 7 (140). С. 108-113.

Киселева Г.Н. Мониторинг качества образования как средство управления для повышения эффективности образовательного процесса // Междисциплинарные исследования: опыт прошлого, возможности настоящего, стратегии будущего. 2020 № 1. С. 103-109. DOI: 10.24412/Ы-35983-2020-1-103-109

Королев А.Л. Компьютерное моделирование в образовании: учебное пособие. Москва. 2010. 230 с. URL: http://simulation.su/uploads/files/default/2019-uch-posob-korolev.pdf

Кречетова Г.А. Проблема цифровой трансформации высшего образования // The Scientific Heritage. 2021. №73-3. С. 14-17.

Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55-59.

Носкова Т.Н. Дидактика цифровой среды: монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. 384 с.

Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. №16-1. С. 868-876.

Солдатова Г.У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 4. № 4 (36). С. 12-27.

Федулова К.А. Компьютерное моделирование как метатехнология осуществления информационно-цифровой подготовки студентов профессионально-педагогического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 4. С. 42-48. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-42-48

Шабас С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов дистанционного дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. С. 11. URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN320.pdf

Загрузки

Опубликован

2023-11-15

Как цитировать

1.
Хурамшин ДР, Юнусов ДА. Интеграция цифровых технологий в современное образование: вызовы и перспективы. УО [Интернет]. 15 ноябрь 2023 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];13(11-1):109-17. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1145

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ