Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий у подростков на уроках биологии
DOI:
https://doi.org/10.25726/r6208-8733-2551-qКлючевые слова:
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, развитие регулятивных универсальных учебных действий, подростки, формы учебной деятельности, биология как школьная дисциплинаАннотация
В статье представлен теоретический анализ исследований по проблеме развития регулятивных универсальных учебных действий у подростков на уроках биологии. Авторами рассмотрены возможности и потенциал уроков биологии в развитии компонентов регулятивных универсальных учебных действия у подростков, представлены формы организации образовательного процесса и педагогический опыт развития целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля оценки, коррекции и саморегуляции у подростков при изучении биологии. Вся эта деятельность необходима как для освоения знаний и умений по курсу биологии, так и способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий. Проектная деятельность на уроках биологии часто проводится как исследовательская, деятельность по нахождению нового, неизвестного ранее знания: дети работают с живыми биологическими объектами, например, рыбками, простейшими, мелкими грызунами, с разными видами растений, поэтому заранее сложно предсказать результат наблюдения или эксперимента, всегда нужно делать сноски на условия, время, деятельность и другие факторы. В ходе решения проектных задач по биологии подростки проявляют и совершенствуют умения формулировать цели и задачи, планировать и прогнозировать этапы деятельности, осуществлять контроль и коррекцию деятельности на разных этапах выполнения проекта, осуществлять оценку.
Библиографические ссылки
Белокосова А.А. Учебные задачи как средство формирования УУД на уроках биологии // Актуальные проблемы науки, образования, экологии, медицины и спорта (экология и ресурсо. и энергосберегающие технологии на промышленных предприятиях, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве): сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2017. С. 6-11.
Борисенко Е.Ю. Практические знания по теории и методике обучения биологии в школе: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Иркут, 2018. 115 с.
Буянкина М.М. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии // Евсевьевские чтения. Серия: Актуальные проблемы биологии, экологии, химии и методик обучения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения», редкол.: М.В. Лабутина, Е.А. Алямкина; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2016. С. 48-52.
Виденкина Т.Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии // Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации: VI Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск. Отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. С. 53-55.
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. М.: 5 за знания, 2006. 141 с.
Жукова Н.Н. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 6. С. 8-10.
Лернер Г.И. Роль учебно-методического комплекса в формировании универсальных учебных действий на уроках биологии // Биология в школе. 2010. № 8. С. 25-31.
Макарова Н.А., Самойлова Г.В. Разработка системы заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии и биологии в основной школе // Вестник педагогических наук. 2021. № 6. С. 218-223.
Малыгина А.С., Решетникова Т.Б. Формирование УУД при изучении отдельных тем раздела «Растения» // Систематические и флористические исследования Северной Евразии. Под ред. В.П. Викторова. М.: МПГУ, 2018. С. 104-108.
Муравьева С.И., Соколова Г.В. Проектная деятельность как средство формирования у учащихся практических навыков и универсальных учебных действий по биологии // Естественнонаучное образование в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Е.Г. Митина. Мурманск. 2019. С. 137-141.