Учебно-методическое обеспечение формирования функциональной грамотности изучающих русский язык в странах юга Африки

Авторы

  • Анастасия Андреевна Вертьянова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • Майя Александровна Ермошина Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • Борис Александрович Крузе Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/v3678-1402-6627-l

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, функциональная грамотность, коммуникативная компетенция, учебно-методическое обеспечение, популяризация русского языка

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты учебно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности изучающих русский язык в странах юга Африки. Актуальность данного вопроса обуславливается одной из приоритетных целей современного образования, а именно развитием грамотности: общекультурной, функциональной, профессиональной. Авторы берут за основу определение функциональной грамотности, включающее в себя функциональной грамотности, включает в себя способность обучающихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства. Создание универсальной образовательной модели, направленной на развитие и совершенствование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции, является основой для эффективного развития личности обучающихся. Авторы ссылаются на одну из основных целей внешней политики России – распространению и укреплению позиций русского языка в мире, популяризации культурных достижений народов России в странах Африканского континента, к которой можно отнести и сосредоточенность государственной политики на поддержке русского языка у населения зарубежных стран на основе формирования соответствующих видов функциональной грамотности. Учитывая дефицитарность теоретических исследований и практических разработок в методике преподавания русского языка как иностранного для граждан, проживающих на юге Африки в свете концепции функциональной грамотности, авторами статьи было подготовлено учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь. Коммуникативный русский: учимся читать, писать и говорить по-русски». В публикации описывается структура и логика учебно-методического пособия и рассматривается представленная система коммуникативно и функционально направленных заданий, объединенных лексико-грамматической темой «Имя числительное».

Библиографические ссылки

Аввакумова Е. А. Формирование функциональной грамотности при обучении иностранцев русскому языку // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020. №2 (43). С. 25-30.

Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / М.: Икар, 2009. С. 342.

Андрюшина Н. П. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант [Электронный ресурс]: электронный аналог печатного издания — 2-е изд. / М. — СПб.: Златоуст, 2009. 32 с.

Африка: региональная идентичность и традиции: ежегодник - 2021: сборник статей / под ред. Н.С. Кирабаева, Л.В. Пономаренко, В.И. Белова, Е.А. Долгинова // Москва: КУДН, 2021. 255 с. С. 5- 8.

Владимирова Т. Е. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. 2-е изд., испр. и доп. / М. — СПб.: “Златоуст”, 2001. 28 с.

Дондокова Р. П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. №1. С. 18-21.

Жажева С. А. Теоретический анализ дефиниции «коммуникативная компетенция» // Новые технологии. 2010. №4. С. 164-167.

Забродина Н. П. Барсуков И. Е., Бурдакова А. А. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / под общ. ред. Р. Ш. Мошниной. Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. 80 с. С.3.

Захарова В. А., Безукладников К. Э. Типология заданий для формирования функциональной грамотности в подготовке учителя английского языка и начальных классов // Язык и культура. 2022. №60. С. 156-175. DOI: 10.17223/19996195/60/9.

Козлова Л. Ю., Тугова Л. Н., Хубиева Ф. М. О функциональной грамотности как элементе целостного процесса формирования коммуникативной компетенции обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-4. С. 61-63.

Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/50644 (дата обращения: 4.09.2023).

Пассов Е. И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея / М.: Глосса-Пресс, 2006. 240 с.

Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. С. 27-32.

Указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации".

Шаховский В. И. Меняющаяся картина мира в языке и речи // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2. Языкознание, 2015. № 1 (25). С. 7-20. ISSN 1998-9911.

Загрузки

Опубликован

2023-10-30

Как цитировать

1.
Вертьянова АА, Ермошина МА, Крузе БА. Учебно-методическое обеспечение формирования функциональной грамотности изучающих русский язык в странах юга Африки. УО [Интернет]. 30 октябрь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];13(10-2):278-86. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1130

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ