Буллинг как показатель неблагополучности образовательной среды современной школы

Авторы

  • Наталия Владимировна Шевелева Томский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/q6606-5310-2770-r

Ключевые слова:

образовательная среда, школа, буллинг, моббинг, психолого-педагогическая поддержка, технологии

Аннотация

В статье представлены научные знания о современном общеобразовательном учреждении, деятельность которого направлена на создание у участников образовательного процесса понимание личной и социальной благополучности. Однако, проблема школьного насилия становится все более актуальной. Современные школы, которые обязаны создать для обучающихся зону психологического комфорта и безопасной образовательной среды, все чаще сталкиваются с таким социальным явлением как буллинг. Травля одного ребенка буллером-ребенком (агрессором) или группой детей приобретает масштабное явление. Кроме того, насилие совершается и педагогами. Причин для совершения различных видов насилия множество. Это социальное благополучие/неблагополучие семьи, в которой проживает ребенок, физиологические характеристики, особенности когнитивного развития; сформированность у ребенка ценностных ориентиров, а также изменение социального ситуации развития ребенка и его ведущей деятельности. Часто дети, подвергшиеся школьной травли, являются жертвами и домашнего насилия. При этом, дети – жертвы домашнего насилия сами становятся школьными буллерами. Причиной агрессивного состояния ребенка является его собственный страх. Буллер боится сам стать жертвой насилия в образовательном учреждении. В работе доказывается тезис о том, что буллинг есть показатель неблагополучности образовательной среды современной школы, обосновываются виды буллинга, факторы формирования неблагополучной образовательной среды школы, предлагается совокупность технологий и методик, способствующих противодействию распространения данного явления в современной школе.

Библиографические ссылки

Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе. Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т.18. №1. С.45-90.

Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 240 с.

Волкова Е.Н., Исаева О.М. Школьное и домашнее насилие: взаимозависимость и взаимная обусловленность // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 56–64.

Глазман О.Л. Психологические особенности буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105. С.159-165.

Дьяченко Н.В. Воинское воспитание в аспекте российской культуры // Образование в современной школе. 2012. № 5. С. 52-56.

Дьяченко Н. В. Молодежные движения: поиск нового невозможен без учета уроков прошлого // Образование в современной школе. 2011. № 4. С. 58-64.

Ермолаева Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен // Современная зарубежная психология. 2015. №1. С.65-90.

Илларионова Е.С., Шалагинова К.С. Проблема буллинга в подростковом возрасте // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». http://www.scienceforum.ru/2013/178/2003

Калинина Р.Р., Грибанова Д.Я. Представление молодежи о буллинге в образовательной среде // Вестник Псковского государственного университета. 2015. № 1. С. 127-139.

Каменщикова Л.М. Духовно-нравственные ценности русской семьи // Дополнительное образование и воспитание. 2018. № 3. С. 56.

Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва: Эксмо, 2007. 416 с.

Колодей К. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. 365 с.

Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: коллективная монография; под ред. Е. Н. Волковой. Нижний Новгород: Папирус, 2011. 234 с.

Носова А.А., Татаринцева А.Ю. Арт-терапия, как метод психологической реабилитации // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2, № 1 (6). С. 80– 84.

Олвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать?. М., 2011. 13 с.

Семыкина Е.Н. Нравственное становление школьников в процессе воспитания // Воспитание школьников. 2017.№ 5. С. 21.

Загрузки

Опубликован

2023-05-15

Как цитировать

1.
Шевелева НВ. Буллинг как показатель неблагополучности образовательной среды современной школы. УО [Интернет]. 15 май 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(5):87-93. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/882