Технологии экспертизы учебников: проблемы, требующие решения для системы среднего профессионального образования
DOI:
https://doi.org/10.25726/v9209-8279-7643-eКлючевые слова:
порядок проведения; проблемы; среднее профессиональное образование; технология; учебник; экспертиза.Аннотация
Современное социально-экономическое развитие государства диктует высокие требования качества к системе образования в целом и к системе среднего профессионального образования, в частности. Вопрос разработки качественного учебно-методического обеспечения системы среднего профессионального образования и его адекватной оценки имеет ключевое значение для подготовки компетентных специалистов. В связи с отсутствием в Российской Федерации системы экспертизы учебников в среднем профессиональном образовании актуальным является формированием такой системы. Цель статьи – описание существующих проблем в области технологии экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования, требующие решения, и возможных способов повышения качества и объективности экспертизы. Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, обобщение. По результатам проведенного исследования предложены технология экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования, способы повышения ее качества и объективности и рекомендации по совершенствованию технологии проведения экспертизы учебных изданий, которые в дальнейшем станут инструментом повышения качества методического обеспечения системы среднего профессионального образования, и в целом будут способствовать повышению качества системы профессионального образования
Библиографические ссылки
Барышникова Ю.Е. Современные требования к учебнику как к основному средству обучения: учимся проводить экспертизу // Сибирский учитель. 2015. №2(99). С. 71-73.
Власюк И.В., Зайцева Н.Н. Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования // Известия ВГПУ. 2018. №1(124). С. 13-18.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 // Министерство просвещения Российской Федерации. https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 01.04.2021).
Жадраева Л.У. Оценка качества учебников и учебно-методического комплекса // Известия ВУЗов (Кыргызстан). 2012. №8. С. 190-191.
Журавлева О.Н. Гуманитарная модель современного учебника: проектирование и экспертиза содержания. СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2009. 174 с.
Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / С.В. Барабанова, Ч.В. Пешкова, И.В. Баранов, А.В. Менкенов, А.Х. Селезнева, Н.Ю. Чернусь, М.А. Беляев, М.Ю. Зенков, С.А. Котухов // Информационно-правовой портал «Гарант». https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (дата обращения: 01.03.2021).
Минпросвещения: Учебники для колледжей будут проходить госэкспертизу // Российская газета. 01.03.2021. https://rg.ru/2021/03/01/minprosveshcheniia-uchebniki-dlia-kolledzhej-budut-prohodit-gosekspertizu.html (дата обращения: 01.04.2021).
Михеева С.А. Система формализованных критериев оценки школьного учебника // Вопросы образования. 2015. №4. С. 147-183.
О приказах Минобрнауки России: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №АК-2692/05 от 16.09.2015 г. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. http://fgosvo.ru/news/6/1322 (дата обращения: 30.03.2021).
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).
Пархоменко Н. Школа экспертов учебников: перспективы становления // Проблеми сучасного підручника. 2019. №22. С. 201-212.
Прохорова О.Ю. Принципы формирования комплекса учебных изданий для среднего профессионального образования: дис. … канд. филол. наук: 05.25.03. М., 2006. 174 с.
Реморенко И. Экспертиза учебных изданий // Народное образование. 2008. №1(1374). С. 12-14.
Учебники: проблема качества // Комитет Государственной Думы по образованию и науке. http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/Publikacii/item/16370952/ (дата обращения: 01.04.2021).
Экспертиза учебников: проблема, требующая решения / Г.А. Шипарева, Р.Б. Хачатурян, Е.И. Чуднова, Л.Г. Шмелева, М.В. Аврамчикова, И.В. Чудинова // Химия в школе. 2019. №5. С. 52-55.