Технологии экспертизы учебников: проблемы, требующие решения для системы среднего профессионального образования

Авторы

  • Марина Сергеевна Фролко Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
  • Татьяна Николаевна Третьякова Южно-Уральский государственный университет
  • Наталья Львовна Ткаченко Московский государственный университет спорта и туризма
  • Ольга Владимировна Пасько Московский государственный университет спорта и туризма
  • Эльвира Леонидовна Ванданова Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Татьяна Викторовна Левченкова Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

DOI:

https://doi.org/10.25726/v9209-8279-7643-e

Ключевые слова:

порядок проведения; проблемы; среднее профессиональное образование; технология; учебник; экспертиза.

Аннотация

Современное социально-экономическое развитие государства диктует высокие требования качества к системе образования в целом и к системе среднего профессионального образования, в частности. Вопрос разработки качественного учебно-методического обеспечения системы среднего профессионального образования и его адекватной оценки имеет ключевое значение для подготовки компетентных специалистов. В связи с отсутствием в Российской Федерации системы экспертизы учебников в среднем профессиональном образовании актуальным является формированием такой системы. Цель статьи – описание существующих проблем в области технологии экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования, требующие решения, и возможных способов повышения качества и объективности экспертизы. Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, обобщение. По результатам проведенного исследования предложены технология экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования, способы повышения ее качества и объективности и рекомендации по совершенствованию технологии проведения экспертизы учебных изданий, которые в дальнейшем станут инструментом повышения качества методического обеспечения системы среднего профессионального образования, и в целом будут способствовать повышению качества системы профессионального образования

Биографии авторов

Марина Сергеевна Фролко, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики спортивной индустрии имени В.В. Кузина

Татьяна Николаевна Третьякова, Южно-Уральский государственный университет

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой туризма и социально-культурного сервиса

Наталья Львовна Ткаченко, Московский государственный университет спорта и туризма

кандидат педагогических наук, проректор

Ольга Владимировна Пасько, Московский государственный университет спорта и туризма

доктор технических наук, профессор кафедры гостиничного и ресторанного дела

Эльвира Леонидовна Ванданова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра стратегии

Татьяна Викторовна Левченкова, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики

Библиографические ссылки

Барышникова Ю.Е. Современные требования к учебнику как к основному средству обучения: учимся проводить экспертизу // Сибирский учитель. 2015. №2(99). С. 71-73.

Власюк И.В., Зайцева Н.Н. Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования // Известия ВГПУ. 2018. №1(124). С. 13-18.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 // Министерство просвещения Российской Федерации. https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 01.04.2021).

Жадраева Л.У. Оценка качества учебников и учебно-методического комплекса // Известия ВУЗов (Кыргызстан). 2012. №8. С. 190-191.

Журавлева О.Н. Гуманитарная модель современного учебника: проектирование и экспертиза содержания. СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2009. 174 с.

Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / С.В. Барабанова, Ч.В. Пешкова, И.В. Баранов, А.В. Менкенов, А.Х. Селезнева, Н.Ю. Чернусь, М.А. Беляев, М.Ю. Зенков, С.А. Котухов // Информационно-правовой портал «Гарант». https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (дата обращения: 01.03.2021).

Минпросвещения: Учебники для колледжей будут проходить госэкспертизу // Российская газета. 01.03.2021. https://rg.ru/2021/03/01/minprosveshcheniia-uchebniki-dlia-kolledzhej-budut-prohodit-gosekspertizu.html (дата обращения: 01.04.2021).

Михеева С.А. Система формализованных критериев оценки школьного учебника // Вопросы образования. 2015. №4. С. 147-183.

О приказах Минобрнауки России: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №АК-2692/05 от 16.09.2015 г. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. http://fgosvo.ru/news/6/1322 (дата обращения: 30.03.2021).

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).

Пархоменко Н. Школа экспертов учебников: перспективы становления // Проблеми сучасного підручника. 2019. №22. С. 201-212.

Прохорова О.Ю. Принципы формирования комплекса учебных изданий для среднего профессионального образования: дис. … канд. филол. наук: 05.25.03. М., 2006. 174 с.

Реморенко И. Экспертиза учебных изданий // Народное образование. 2008. №1(1374). С. 12-14.

Учебники: проблема качества // Комитет Государственной Думы по образованию и науке. http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/Publikacii/item/16370952/ (дата обращения: 01.04.2021).

Экспертиза учебников: проблема, требующая решения / Г.А. Шипарева, Р.Б. Хачатурян, Е.И. Чуднова, Л.Г. Шмелева, М.В. Аврамчикова, И.В. Чудинова // Химия в школе. 2019. №5. С. 52-55.

Загрузки

Опубликован

2021-04-22

Как цитировать

1.
Фролко М, Третьякова Т, Ткаченко Н, Пасько О, Ванданова Э, Левченкова Т. Технологии экспертизы учебников: проблемы, требующие решения для системы среднего профессионального образования. УО [Интернет]. 22 апрель 2021 г. [цитируется по 25 ноябрь 2024 г.];11(2):300-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/64