Формирование технического мышления у студентов среднего профессионального образования при преподавании общеобразовательных дисциплин

Авторы

  • Соломон Рувинович Гилядов Средняя общеобразовательная школа «Классика»
  • Ольга Леонидовна Мнацаканян Российский государственный социальный университет
  • Наталья Андреевна Фарунда Московский педагогический государственный университет
  • Георгий Юрьевич Яламов Современная гуманитарная академия
  • Мария Сергеевна Леонтьева Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
  • Людмила Дмитриевна Спасибенко Колледж Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

DOI:

https://doi.org/10.25726/w1626-3870-4295-c

Ключевые слова:

компетенции; навыки; техническое мышление; методы обучения; технологии обучения; общеобразовательные дисциплины.

Аннотация

Цель работы заключается в исследовании аспектов формирования технического мышления у студентов как результата образовательного процесса в системе среднего профессионального образования (СПО). Основными задачами исследования являются: анализ факторов, оказывающих влияние на развитие технического мышления у студентов СПО, оценка методов и подходов, способствующих формированию технического мышления у обучающихся СПО при преподавании общеобразовательных дисциплин и поиск наиболее действенных из них, отвечающих тенденциям глобальной трансформации процессов в сфере образования Российской Федерации. Гипотеза исследований состоит в предположении, что эффективное формирование технического мышления у студентов СПО будет обеспечено, если при преподавании общеобразовательных дисциплин в профессиональной деятельности педагоги будут использовать обновленные и эффективные методики подготовки обучающихся. Для решения поставленных задач были использованы такие методы, как сравнение, теоретический анализ, обобщение информации из открытых источников, синтез исследования и обобщения психолого-педагогической, научной, методической и учебной литературы; изучение материалов конференций по внедрению новых педагогических технологий в обучение; анализ учебно-методической литературы, аналитические методы. Результаты исследований: проблема формирования технического мышления у студентов СПО при преподавании общеобразовательных дисциплин на сегодняшний день актуальна. Решение указанной проблемы является одним из путей развития творческого и критического мышления, выступает механизмом развития мотивации обучающихся для расширения практических навыков, фактором, обеспечивающим более глубокое изучение студентами учебных дисциплин и формирование требуемых профессиональных навыков – компетенций XXI века.

Биографии авторов

Соломон Рувинович Гилядов, Средняя общеобразовательная школа «Классика»

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Ольга Леонидовна Мнацаканян , Российский государственный социальный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем, сетей и безопасности

Наталья Андреевна Фарунда, Московский педагогический государственный университет

кандидат технических наук, главный специалист отдела информационно-образовательных систем

Георгий Юрьевич Яламов, Современная гуманитарная академия

кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник

Мария Сергеевна Леонтьева, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

доктор педагогических наук, доцент, проректор по научно-инновационной работе, профессор кафедры теории и методики индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта

Людмила Дмитриевна Спасибенко, Колледж Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

кандидат экономических наук, преподаватель

Библиографические ссылки

Агеева М.Г. Развитие технического мышления студентов ССУЗОВ в процессе обучения физике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Курск, 2006. 216 с.

Гайнеев Э.Р. Особенности технического мышления современного квалифицированного рабочего // Педагогическое образование в России. 2014. №3. С. 10-15.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 // Министерство просвещения Российской Федерации. https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 01.04.2021).

Евсеева Е.Г., Забельский Б.В. Формирование образного мышления студентов технического университета при обучении математике // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2017. №46. С. 38-47.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование – парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. №5. С.25-32.

Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. 170 с.

Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: методическое пособие. М.: Дашков и К°, 2008. 64 c.

Корвяков В.А. Самообразовательная деятельность студентов как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. №7. С. 59-64.

Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975. 304 с.

Ломакина, Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М.: Наука, 2006. 221 с.

Найн А.Я. Формирование и развитие технического мышления учащихся. М.: Высшая школа, 1983. 72 с.

Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2011. 136 с.

О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. №06-259 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178285/ (дата обращения: 12.04.2021).

О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 // Информационно-правовой портал «Гарант». https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.04.2021).

Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования: приказ Минтруда России №744 от 26 октября 2020 // Минтруд России. https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1488 (дата обращения: 01.04.2021).

Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. Ч. 1. / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 2008. 43 с.

Петрова С.Д. Развитие технического мышления студентов колледжа: Актуальные подходы, диагностика и методики // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. №8 (196). С. 41-47.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. 184 с.

Планида С.И. Технология формирования технического мышления у студентов ссуза при изучении физики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №4. С. 183-187.

Рекун М.Р. Формирование технического мышления у студентов // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». https://scienceforum.ru/2018/article/2018000451 (дата обращения: 01.04.2021).

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения: утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 июня 2014 г. №632 // Федеральный портал «Российское образование. https://edu.ru/abitur/act.86/index.php (дата обращения: 01.04.2021).

Федулова М.А. Условия формирования технического мышления при подготовке бакалавров профессионального обучения // Материалы научно-практической конференции «Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства». Екатеринбург: Издательство «Деловая книга, 2018. С. 163-167.

Чащин Е.В. Техническое и технологическое мышление в современном обществе // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №35(289). С. 51-55.

Загрузки

Опубликован

2021-04-22

Как цитировать

1.
Гилядов С, Мнацаканян О, Фарунда Н, Яламов Г, Леонтьева М, Спасибенко Л. Формирование технического мышления у студентов среднего профессионального образования при преподавании общеобразовательных дисциплин . УО [Интернет]. 22 апрель 2021 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];11(2):206-17. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/54