Специфика преподавания общеобразовательных дисциплин в контексте инклюзивного образования в среднем профессиональном образовании

Авторы

  • Валерия Викторовна Плотникова Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
  • Марина Цыбиковна Цыренова Московский педагогический государственный университет
  • Мира Вячеславовна Долгашева Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
  • Надия Геннадьевна Юсупова Государственный гуманитарно-технологический университет
  • Мария Алексеевна Кукина Колледж Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • Татьяна Викторовна Яровова Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

DOI:

https://doi.org/10.25726/x6304-1119-0249-q

Ключевые слова:

инклюзивное образование; соискатели с особыми физическими возможностями; учебный процесс; виды занятий; методы проведения учебных занятий

Аннотация

Материал статьи содержит гипотезу о важности внедрения инклюзивного образования в образовательных организациях среднего профессионального образования, перечень нормативно правовых документов, которые регламентируют право на образование подростков с особыми физическими возможностями, формы и методы организации и реализации инклюзивного учебного процесса. Целью статьи является изучение специфики преподавания общеобразовательных предметов в контексте инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования. Методы исследования: аналитический обзор, сравнение, анализ и синтез, обобщение. Исследование показало, что инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования позволяет подросткам с ограниченными физическими возможностями получить качественную профессиональную подготовку, как по общеобразовательным, так и по профессионально направленным дисциплинам, получить профессию и трудоустроится в организации различной формы собственности, стать полноправным членом общества.

Биографии авторов

Валерия Викторовна Плотникова, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

кандидат филологических наук, начальник отдела проектирования образовательных программ и учета педагогической нагрузки учебно-методического управления

Марина Цыбиковна Цыренова, Московский педагогический государственный университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры контрастивной лингвистики Института иностранных языков

Мира Вячеславовна Долгашева, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Надия Геннадьевна Юсупова, Государственный гуманитарно-технологический университет

кандидат филологических наук, доцент, ректор

Мария Алексеевна Кукина, Колледж Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

кандидат экономических наук, доцент, преподаватель

Татьяна Викторовна Яровова, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

кандидат педагогических наук, доцент кафедры регионального управления и национальной политики, заместитель научного руководителя

Библиографические ссылки

Зиневич О.В., Дегтярева В.В., Дегтярева Т.Н. Инклюзивное образование в российской высшей школе: современные вызовы // Власть. 2016. Т. 24. №5. С. 61-67.

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 250 с.

Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / С.В. Барабанова, Ч.В. Пешкова, И.В. Баранов, А.В. Менкенов, А.Х. Селезнева, Н.Ю. Чернусь, М.А. Беляев, М.Ю. Зенков, С.А. Котухов // Информационно-правовой портал «Гарант». https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (дата обращения: 01.04.2021).

Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года // Организация объединенных наций. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 30.03.2021).

Конституция Российской Федерации // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. http://duma.gov.ru/news/48953/ (дата обращения: 30.03.2021).

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс. http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.04.2021).

Организация и проведение практических занятий // Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики. https://www.psuti.ru/sites/default/files/field/document/2017/01/rd_pguti_2.33.7-2016_organizaciya_i_provedenie_prakticheskih_zanyatiy._polozhenie.pdf (дата обращения: 30.03.2021).

Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений. М.: Сфера, 2000. 509 с.

Ощехина О.В. Социально-педагогическая подготовка бакалавров по социальной работе: краткий учебный словарь-справочник: ключевые понятия, термины. М.: КНОРУС; Квант Медиа, 2016. 75 с.

Подольская О.А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 57 с.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» // Российская газета. https://rg.ru/2013/08/07/obr-dok.html (дата обращения: 30.03.2021).

Самсонова И.Г., Алексеева Л.П. Методика проектирования учебного занятия: учебное пособие. Челябинск: Цицеро, 2017. 48 с.

Семинарское занятие в высшей школе // studbooks.net.seminarskoe_zanyatie_vysshey_shkole (дата обращения: 30.03.2021).

Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. Методика профессионального обучения: учебное пособие // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/342/63342/33478?p_page=17 (дата обращения: 30.03.2021).

Сутягин А. 15 лучших цитат Альберта Эйнштейна о науке и жизни // Hi-News.ru. https://hi-news.ru/science/15-luchshix-citat-alberta-ejnshtejna-o-nauke-i-zhizni.html (дата обращения: 30.03.2021).

Загрузки

Опубликован

2021-04-22

Как цитировать

1.
Плотникова В, Цыренова М, Долгашева М, Юсупова Н, Кукина М, Яровая Т. Специфика преподавания общеобразовательных дисциплин в контексте инклюзивного образования в среднем профессиональном образовании. УО [Интернет]. 22 апрель 2021 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];11(2):197-205. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/53