Использование информационных технологий в профессиональной деятельности как ключевая компетенция студентов среднего профессионального образования

Авторы

  • Ирина Алексеевна Архипова Независимый исследователь

DOI:

https://doi.org/10.25726/n2698-5898-1399-n

Ключевые слова:

цифровая грамотность, информационные технологии, компетенции, дистанционное обучение, электронная образовательная среда

Аннотация

Статья посвящена проблемам формирования цифровой компетентности студентов среднего профессионального образования как одной из ключевых общих компетенций. Рассмотрены теоретические аспекты цифровой грамотности в профессиональной деятельности, выявлены условия формирования данной компетенции у современных студентов, определены пути и способы решения проблем по формированию общей компетенции, связанной с использованием информационных технологий в профессиональньой деятельности. Необходимость цифровизации и информатизации системы образования является требованием и условиям соответствия современному цифровому обществу. В статье определяется составляющая понятия «цифровая компетентность», описываются ее элементы. Информационная компетентность в условиях современного образования занимает одно из ведущих мест в общей компетентности студента образовательной организации и будущего профессионала. Суть ее - во владении такими навыками, как ведение электронного документооборота, применение компьютерных технологий в профессиональной деятельности. В последние два года стало необходимым также умение работать в дистанционном формате. Охарактеризованы условия и факторы формирования данной компетентности. Отдельное внимание уделяется информационнообразовательной среде образовательного учреждения, ее компонентам как фактору успешного формирования цифровой компетентности студентов среднего профессионального образования. Представлены возможности применения инструментов цифровой образовательной среды на занятиях и обоснованы аспекты их влияния на эффективность образовательных результатов. В статье представлены также условия эффективного развития цифровой компетентности студентов в условиях образовательной организации. В статье названы проблемы, связанные с недостаточным уровнем сформированности цифровой компетентности студентов: отсутствие достаточной материальнотехнической базы и высокоскоростного интернета, отсутствие мотивации педагогического состава, устаревшие методики обучения, незаинтересованность администрации образовательной организации и выше стоящих органов, недостаточная обеспеченность обучающихся для работы в домашних условиях.

Библиографические ссылки

Афанасьева Е.Г. Формирование общих компетенций у студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе воспитательной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. №6 (110). С. 40-47.

Бейсенбаева Б.С., Сырлыбаева К.А., Бишаева Г.С., Медетбекова Н.Н. Современные подходы к формированию компетенций студентов для обучения будущего специалиста // Молодой ученый. 2017. №13. С. 517-519.

Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 102-105.

Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. М.: Изд-во «Национальное образование», 2015. 416 с.

Жилина Л.В., Головачева О.В. Современная цифровая образовательная среда как ресурс реализации ФГОС // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога.: Cб. материалов участников конф. СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты», 2019. С. 6-8.

Корнеева Л.А. Современная и безопасная цифровая образовательная среда. // Потенциал цифровой трансформации предпринимательства: Материалы международной научнопрактической конференции. Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Институт исследований и развития профессиональных компетенций», 2019. С. 49-51.

Кочнева Е.Н. Профессиональные модули: формирование структуры и содержания // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. №6. С. 16-19.

Пискунова Е.В. Определение компетенций в образовательных программах. Pandia.org. Энциклопедия знаний. http:// www.pandia.ru/text/77/192/20521.php

Реестр примерных основных образовательных программ СПО. https://reestrspo.firpo.ru/dashboard

Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Том 2. № 4. С. 222-234.

Загрузки

Опубликован

2022-09-15

Как цитировать

1.
Архипова ИА. Использование информационных технологий в профессиональной деятельности как ключевая компетенция студентов среднего профессионального образования. УО [Интернет]. 15 сентябрь 2022 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];12(7):319-23. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/518

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.