Роль семьи в развитии эмоционального интеллекта ребенка

Авторы

  • Татьяна Александровна Серебрякова Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
  • Светлана Владимировна Дворянцева Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №460 «Родничок»

DOI:

https://doi.org/10.25726/g5940-9908-1376-i

Ключевые слова:

эмоции, эмоциональное развитие, эмоциональный интеллект

Аннотация

В статье представлен фрагмент программы психолого-педагогического сопровождения семьи в вопросах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Реализация метода теоретического анализа и опира на работы А. Валлона, У. Джемса, Э. Эриксона; Л.С. Выготского, О.В. Гордеевой, В.А. Лабунской, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и других исследователей, позволили установить взаимосвязь развития эмоций, в том числе, - эмоционального интеллекта, - и общения ребенка со взрослыми, - в первую очередь, - родителями, которые обеспечивают эмоциональный комфорт и благополучие детей в семье. Данные же, полученные по итогам осуществленного нами мониторинга ответственного родительства, свидетельствуют о том, что для абсолютно большинства отцов типичен средний уровень развития эмоциональной сферы, характеризующийся, как недостаточным уровнем знаний в области эмоциональной сферы человека, так и умений и навыков проявления эмоций, - в том числе, - эмоционального интеллекта. С целью формирования у отцов системы знаний, умений и навыков, позволяющих не только выражать свои собственные эмоции, но и распознавать и понимать причины возникновения тех или иных эмоций у окружающих (в первую очередь, - детей), нами была спроектирована система мероприятий для пап в рамках реализации темы «Роль семьи в развитии эмоций детей дошкольного возраста». Мы полагаем, что реализация разработанной нами программы психолого-педагогического сопровождения семьи позволит значительно повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей (в частности, - отцов) и, как следствие – «сделает» их родительство более осознанным и ответственным, в том числе и в вопросах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Библиографические ссылки

Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4. С. 43.

Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл : Академия, Изд.4, 2021. 672 с.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 143 с.

Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. №2. С.137- 149.

Изард К.Э. Психология эмоций / перев. с англ. СПб: Издательство «Питер», 1999. 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

Карпов А.В., Петровская А.С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма // Вестник интегративной психологии. 2006. Вып. 4. https://hrportal.ru/article/problema-emocionalnogo-intellekta-v-paradigme-sovremennogo-metakognitivizma

Кошелева А.Д., Перегуда А.Д., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Академия, 2003. 176 с.

Кравченко Ю.Е. Психология эмоций: классические и современные теории и исследования. М., 2012. 544 с.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов на Дону: Феникс, 1999. 608 с.

Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб.пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учебн. заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 432 с.

Немцова П.Ю., Ежкова Н.С. Особенности эмоционального развития детей раннего возраста // Вестник Магистратуры. 2014. №12(39.). Т.4. С. 33-35.

Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: КСП+, 2003. 272 с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии / под ред. Е.В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973. 423 с.

Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей. М.: ООО «Издательство АСТ», 2021. 255 с.

Серебрякова Т.А., Волгина В.С., Хворостинина Н.В. От малышек до подготовишек». Система работы по развитию социально-личностной сферы детей дошкольного возраста. М.: ИНФРА-М, 2017. 509 с.

Серебрякова Т.А., Дворянцева С.В., Шибалкина С.Ю., Анисимова Е.А., Речинская Е.А. Результаты реализации экспериментальной программы исследования "отцовства" у современных родителей" // НИР. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2021. № 3 (36). С. 57-69.

Силаева О.А. Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. №4. С. 12.

Тайлакер Й.Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. М.: Издательство “АСТ”, Издательство “Астрель”, 2004. 174 с.

ФГОС ДО. 2022. https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

Загрузки

Опубликован

2022-07-15

Как цитировать

1.
Серебрякова ТА, Дворянцева СВ. Роль семьи в развитии эмоционального интеллекта ребенка. УО [Интернет]. 15 июль 2022 г. [цитируется по 3 декабрь 2024 г.];12(7):154-63. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/501