Конкурсы профессионального мастерства и ресурсного обеспечения как инструмент повышения качества среднего профессионального образования

Авторы

  • Светлана Николаевна Белова Курский государственный университет
  • Нелли Геннадьевна Гаврилова Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
  • Светлана Ивановна Карпова Московский городской педагогический университет
  • Светлана Григорьевна Кузнецова Московский педагогический государственный университет
  • Светлана Маратовна Низамутдинова Московский городской педагогический университет
  • Ольга Владимировна Чернова Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

DOI:

https://doi.org/10.25726/b5705-4218-8730-d

Ключевые слова:

система среднего профессионального образования; конкурсная деятельность; конкурс профессионального мастерства; качество; повышение конкурентоспособности учащихся.

Аннотация

Цель работы заключается в исследовании влияния конкурсного движения Worldskills на качественные изменения в подготовке обучающихся техникумов и колледжей. Основными задачами исследования являются: рассмотрение факторов, оказывающих влияние на качество среднего профессионального образования (СПО) на современном этапе преобразований в сфере образования Российской Федерации, анализ преимуществ реализации конкурсных механизмов в сфере СПО и оценка качественных изменений, происходящих под их влиянием. Гипотеза исследований состоит в предположении, что конкурсы профессионального мастерства и ресурсного обеспечения служат действенным инструментом повышения качества СПО. Для решения поставленных задач были использованы такие методы, как сравнение, анализ, обобщение информации из открытых источников по проблеме качества СПО, аналитические методы. Результаты исследований: конкурсы профессионального мастерства и ресурсного обеспечения на сегодняшний день являются одним из путей развития творчества и стимулирования профессионального роста педагогических работников, выступают механизмом развития мотивации обучающихся для расширения практических навыков, выступают фактором, обеспечивающим более глубокое изучение студентами учебных дисциплин и формирование профессиональных навыков, что в комплексе оказывает существенное влияние на масштабные качественные изменения в системе СПО, позволяя осуществлять выпуск специалистов, уровень подготовки которых в полной мере отвечает требованиям работодателей и вызовам современной экономики.

Биографии авторов

Светлана Николаевна Белова, Курский государственный университет

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и профессионального образования

Нелли Геннадьевна Гаврилова, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Светлана Ивановна Карпова, Московский городской педагогический университет

доктор педагогических наук, заведующий лабораторией теории и методики социального развития личности ребенка, профессор института педагогики и психологии образования

Светлана Григорьевна Кузнецова, Московский педагогический государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства Института изящных искусств

Светлана Маратовна Низамутдинова , Московский городской педагогический университет

кандидат педагогических наук, доцент департамента музыкального искусства Института культуры и искусств

Ольга Владимировна Чернова, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной педагогики

Библиографические ссылки

Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Коробецкий И.А. Управление процессом развития современной образовательной системы. М., 2000. 105 с.

Анисимов В.В., Грохольская О.Г. Проблема целеполагания как основа образовательной стратегии России. Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. М.: МПУ, 2000. С. 6-14.

Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. М.: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. 256 с.

Государственная программа «Развитие образования»: Утверждена постановлением Правительства от 26 декабря 2017 г. №1642 // Правительство России. http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения: 01.04.2021).

Демченко Н.Ю., Жукова Н.Н. Роль демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в системе профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №12. С. 220-224.

Зайко Е.М., Статирова О.И. Конкурсы профессионального мастерства как механизм управления качеством профессионального образования. Опыт Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. 2015. №2(08). С. 14-22.

Итоги пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 г. // АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». https://worldskills.ru/assets/docs//Итоги% 20пилотной%20апробации%20проведения%20демонстрационного%20экзамена%20по%20стандартам%20 Ворлдскиллс%20Россия%20в%202017%20году.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. 222 с.

Национальные проекты России // АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». https://worldskills.ru/ (дата обращения: 01.04.2021).

Национальный проект «Образование» // Официальный сайт Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 01.04.2021).

Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании / Ф. Дудырев, И. Фрумин, В. Мальцева, Е. Лошкарева, Е. Татаренко // Институт образования ВШЭ. https://ioe.hse.ru/data/2019/08/24/ 1536798817/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 // Официальный интернет-портал правовой информации. http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 01.04.2021).

Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. №349-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176010/ (дата обращения: 01.04.2021).

Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. №1-2(24). С. 61-70.

Ольховикова О.В. Конкурсная деятельность как мотивирующий фактор для углубленного изучения профессии СПО // Сборник научных трудов «Проблемы современного педагогического образования». Серия «Педагогика и психология». Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. Ч. 4. С. 106-109.

Скамницкий A.A., Переверзев В.Ю., Ковлякова В.Е., Фомин С.Н. Профессиональные и образовательные стандарты: поиск механизмов взаимодействия // Среднее профессиональное образование. 2009. №2. С. 2-5.

Скамницкий A.A., Переверзев В.Ю., Фомин С.Н., Ковлякова В.Е. Профессиональный стандарт как механизм взаимодействия рынка труда и сферы образования // Образовательная политика. 2008. №5. С. 23-30.

Скамницкий A.A. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена как основное направление модернизации среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2003. №6. С. 3-8.

Участники Международного конгресса «Молодые профессионалы» Минпросвещения России обсуждают развитие среднего профобразования // Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/press/3254/uchastniki-mezhdunarodnogo-kongressa-molodye-professionaly-minprosvescheniya-rossii-obsuzhdayut-razvitie-srednego-profobrazovaniya (дата обращения: 01.04.2021).

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения: утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 июня 2014 г. №632. http://www.edu.ru/documents/view/58828/ (дата обращения: 01.04.2021).

Шаронин Ю.В. Роль государственно-общественного управления в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2004. №2. С. 6-9.

Загрузки

Опубликован

2021-04-22

Как цитировать

1.
Белова С, Гаврилова Н, Карпова С, Кузнецова С, Низамутдинова С, Чернова О. Конкурсы профессионального мастерства и ресурсного обеспечения как инструмент повышения качества среднего профессионального образования . УО [Интернет]. 22 апрель 2021 г. [цитируется по 25 ноябрь 2024 г.];11(2):168-7. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/50