Competitions of professional skills and resource support as a tool for improving the quality of secondary vocational education
DOI:
https://doi.org/10.25726/b5705-4218-8730-dKeywords:
the system of secondary vocational education; competitive activity; competition of professional skills; quality; improving the competitiveness of students.Abstract
The aim of the work is to study the impact of the competitive Worldskills movement on the qualitative changes in the training of students of technical schools and colleges. The main objectives of the study are: to consider the factors that influence the quality of secondary vocational education (SPE) at the current stage of transformations in the field of education in the Russian Federation, to analyze the advantages of implementing competitive mechanisms in the field of SPE and to assess the qualitative changes that occur under their influence. The research hypothesis is based on the assumption that competitions of professional skills and resource provision serve as an effective tool for improving the quality of SPO. To solve the tasks, we used such methods as comparison, analysis, generalization of information from open sources on the problem of quality of SPO, analytical methods. Research results: competitions of professional skills and resource support are currently one of the ways to develop creativity and stimulate the professional growth of teachers, act as a mechanism for developing students ' motivation to expand practical skills, act as a factor that ensures a deeper study of academic disciplines by students and the formation of professional skills, which together has a significant impact on large-scale qualitative changes in the system of secondary vocational education, allowing for the graduation of specialists, the level of training that fully meets the requirements of employers and the challenges of the modern economy.
References
Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Коробецкий И.А. Управление процессом развития современной образовательной системы. М., 2000. 105 с.
Анисимов В.В., Грохольская О.Г. Проблема целеполагания как основа образовательной стратегии России. Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. М.: МПУ, 2000. С. 6-14.
Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. М.: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. 256 с.
Государственная программа «Развитие образования»: Утверждена постановлением Правительства от 26 декабря 2017 г. №1642 // Правительство России. http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения: 01.04.2021).
Демченко Н.Ю., Жукова Н.Н. Роль демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в системе профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №12. С. 220-224.
Зайко Е.М., Статирова О.И. Конкурсы профессионального мастерства как механизм управления качеством профессионального образования. Опыт Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. 2015. №2(08). С. 14-22.
Итоги пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 г. // АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». https://worldskills.ru/assets/docs//Итоги% 20пилотной%20апробации%20проведения%20демонстрационного%20экзамена%20по%20стандартам%20 Ворлдскиллс%20Россия%20в%202017%20году.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. 222 с.
Национальные проекты России // АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». https://worldskills.ru/ (дата обращения: 01.04.2021).
Национальный проект «Образование» // Официальный сайт Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 01.04.2021).
Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании / Ф. Дудырев, И. Фрумин, В. Мальцева, Е. Лошкарева, Е. Татаренко // Институт образования ВШЭ. https://ioe.hse.ru/data/2019/08/24/ 1536798817/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 // Официальный интернет-портал правовой информации. http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 01.04.2021).
Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. №349-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176010/ (дата обращения: 01.04.2021).
Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. №1-2(24). С. 61-70.
Ольховикова О.В. Конкурсная деятельность как мотивирующий фактор для углубленного изучения профессии СПО // Сборник научных трудов «Проблемы современного педагогического образования». Серия «Педагогика и психология». Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. Ч. 4. С. 106-109.
Скамницкий A.A., Переверзев В.Ю., Ковлякова В.Е., Фомин С.Н. Профессиональные и образовательные стандарты: поиск механизмов взаимодействия // Среднее профессиональное образование. 2009. №2. С. 2-5.
Скамницкий A.A., Переверзев В.Ю., Фомин С.Н., Ковлякова В.Е. Профессиональный стандарт как механизм взаимодействия рынка труда и сферы образования // Образовательная политика. 2008. №5. С. 23-30.
Скамницкий A.A. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена как основное направление модернизации среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2003. №6. С. 3-8.
Участники Международного конгресса «Молодые профессионалы» Минпросвещения России обсуждают развитие среднего профобразования // Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/press/3254/uchastniki-mezhdunarodnogo-kongressa-molodye-professionaly-minprosvescheniya-rossii-obsuzhdayut-razvitie-srednego-profobrazovaniya (дата обращения: 01.04.2021).
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения: утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 июня 2014 г. №632. http://www.edu.ru/documents/view/58828/ (дата обращения: 01.04.2021).
Шаронин Ю.В. Роль государственно-общественного управления в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2004. №2. С. 6-9.