Стратегии педагогического менеджмента для стимулирования грантовой активности студентов вуза
Ключевые слова:
педагогический менеджмент, грантовая активность студентов, высшее образование, научно-исследовательская деятельность, стратегии стимулирования, организационно-педагогические условияАннотация
Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки эффективных стратегий педагогического менеджмента для стимулирования грантовой активности студентов вуза. Анализ научной литературы показывает, что данная проблема остается малоизученной, несмотря на ее высокую практическую значимость. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс стратегий педагогического менеджмента, направленных на повышение грантовой активности студентов. В работе использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, статистические методы обработки данных. Экспериментальная база включала 120 студентов 2-4 курсов. Разработана и апробирована структурно-функциональная модель педагогического менеджмента грантовой активности студентов. Выявлены ключевые организационно-педагогические условия эффективного применения предложенных стратегий. Экспериментально доказано значимое положительное влияние реализованных мер на динамику показателей грантовой активности студентов. Полученные результаты вносят существенный вклад в развитие теории и методики педагогического менеджмента в высшей школе. Предложенная модель и условия ее эффективного функционирования могут быть использованы в практике управления научно-исследовательской деятельностью студентов. Перспективы дальнейших исследований связаны с расширением спектра применяемых стратегий и адаптацией разработанной модели к специфике различных направлений подготовки.
Библиографические ссылки
Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 44-54.
Гусев А.Б., Новикова О.В., Воронин А.С. Научно-исследовательская работа студентов в структуре психолого-педагогической подготовки в вузе // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 6. С. 74-96.
Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Институциональные основы развития научно-исследовательской деятельности студентов // Ректор вуза. 2018. № 4. С. 34-41.
Долженко Р.А. Опыт организации научно-исследовательской работы студентов в зарубежных вузах // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 32-41.
Ефимова И.Н. Возможности научного руководства аспирантами: мнения научных руководителей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1(53). С. 133-141.
Завьялова М.С., Сухушина Е.В. Образовательный форсайт как инструмент проектирования магистерских программ нового поколения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 115-129.
Марголин А.М., Мельников Р.М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 9-19.
Миронос А.А., Бедный Б.И. К вопросу о государственной итоговой аттестации в аспирантуре нового типа // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3(103). С. 118-128.
Нечаев В.Д., Рудницкая А.П., Рудницкая К.В. Проектирование и реализация образовательной программы магистратуры в логике стандартов CDIO // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 96-108.
Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54-66.
Bornmann L., Mutz R. Growth rates of modern science: A bibliometric analysis based on the number of publications and cited references // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2015. Vol. 66. № 11. рр. 2215-2222.
Bornmann L., Waltman L. The detection of «hot regions» in the geography of science – A visualization approach by using density maps // Journal of Informetrics. 2011. Vol. 5. № 4. рр. 547-553.
Jung S., Jin B. A systematic review of research on STEAM education // Journal of рroblem-based learning. 2022. Vol. 9. № 1. рр. 21-41.
Mitchell C. Role of mentoring in academic careers: Perceptions of orthopaedic faculty // Journal of orthopaedic research. 2020. Vol. 38. № 9. pp. 2062-2069.
Gladwell M. The tipping point: How little things can make a big difference. Boston: Little, Brown and Company, 2000. 279 p.