Эволюция русской духовной музыки: от Византии к национальной традиции

Авторы

  • Лю Шо Институт Искусства в провинции Цзилинь

Ключевые слова:

древнерусская музыка, византийская гимнография, богослужебное пение, адаптация культурных моделей, знаменное пение, кондакарь.

Аннотация

В статье исследуется эволюция русской духовной музыки в период с X по XVII век под влиянием византийской традиции. Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью процессов трансформации византийского музыкального наследия на русской почве и их значения для развития отечественной культуры. Цель работы – выявить ключевые векторы и механизмы адаптации византийских музыкальных моделей в древнерусском богослужении. Исследование опирается на комплексный историко-культурологический анализ нотированных рукописей и теоретических трактатов X-XVII веков. Применяются методы сравнительного музыковедения, палеографии, текстологии. Эмпирическую базу составили 52 рукописных источника из собраний РГБ, РНБ, ГИМ. Установлено, что адаптация византийских музыкальных моделей в Древней Руси носила избирательный и творческий характер. Выявлены основные жанры и типы пения, подвергшиеся трансформации. Определены ключевые факторы формирования самобытного стиля древнерусского богослужебного пения. Полученные результаты существенно дополняют современные представления о путях развития русской музыкальной культуры в Средние века. Они открывают перспективы для дальнейшего изучения механизмов культурного трансфера между Византией и Русью.

Библиографические ссылки

Бражников М.В. Русская певческая палеография. СПб.: Российская национальная библиотека, 2002. 295 с.

Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. 472 с.

Гусейнова З.М. Византийские и древнерусские музыкальные рукописи: палеография, текстология, язык. СПб.: Изд-во РГПУ, 2018. 332 с.

Кручинина А.Н. Попевка в русской музыкальной теории XVII века. СПб.: РИИИ, 2002. 188 с.

Лозовая И.Е. Самобытные черты знаменного распева: опыт сравнительного анализа византийских и древнерусских музыкальных рукописей // Вестник ПСТГУ. Сер. V. 2017. Вып. 25. С. 23-40.

Мещерина Е.Г. Музыка в контексте православного богослужения // Искусство христианского мира. 2015. № 7. С. 125-134.

Момина М.А. Проблемы структурного изучения знаменного роспева // Источниковедение литературы Древней Руси. Л.: Наука, 1980. С. 224-238.

Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Осмысление теоретических основ древнерусского музыкального искусства в трудах ученых XIX-XX вв. // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2018. Т. 18. № 1. С. 83-91.

Плетнева Е.В. Певческая книга Древней Руси XI-XIV вв. как основа церковно-певческого искусства // Вестник ПСТГУ. Сер. V. 2012. Вып. 1(7). С. 7-16.

Пожидаева Г.А. Певческие традиции Древней Руси. М.: Знак, 2007. 880 с.

Серегина Н.С. Стихиры древнерусским святым как памятник отечественной гимнографии // Музыкальная археография-2017. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 17-23.

Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1971. 623 с.

Фролов С.В. Эволюция древнерусского певческого искусства и проблема периодизации // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 130-141.

Щепкина М.В. Тайнопись в древнерусских музыкальных рукописях // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М.: Наука, 1972. С. 443-463.

Velimirović M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant. Copenhagen: E. Munksgaard, 1960. 162 p.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Шо Л. Эволюция русской духовной музыки: от Византии к национальной традиции. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(7-1):264-72. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1688

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ