Влияние сотрудничества стран БРИКС в сфере образования на развитие глобального образовательного пространства
Ключевые слова:
БРИКС, образовательное сотрудничество, интернационализация образования, академическая мобильность, сетевые университеты, устойчивое развитие.Аннотация
В статье анализируется роль образовательного сотрудничества стран БРИКС в формировании глобального образовательного пространства. Актуальность темы обусловлена возрастающим влиянием данного объединения на мировые процессы, в том числе в области образования. Цель исследования – выявить ключевые направления и эффекты взаимодействия стран БРИКС в образовательной сфере. Задачи включают систематизацию форм и механизмов сотрудничества, оценку его результативности, определение потенциала дальнейшего развития. Методологическую основу составляют системный и сравнительный подходы, контент-анализ документов, экспертные интервью (N=25). Установлено, что страны БРИКС активно развивают обмены студентами и преподавателями, реализуют сетевые образовательные программы, осуществляют совместные исследовательские проекты. Эти инициативы способствуют интернационализации образования, трансферу лучших практик, формированию инновационных моделей обучения. В перспективе сотрудничество БРИКС может стать драйвером трансформации глобального образовательного ландшафта в направлении большей инклюзивности, адаптивности и ориентации на потребности устойчивого развития. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по повышению эффективности образовательной кооперации стран БРИКС. Дальнейшие исследования целесообразно сосредоточить на проблемах гармонизации образовательных стандартов, развития виртуальной академической мобильности, сопряжения национальных инициатив в области цифровизации образования.
Библиографические ссылки
Альтбах Ф., Райсберг Л. Интернационализация высшего образования: движущие силы и реальность // Международное высшее образование. 2019. № 97. С. 8-10.
Байков А.А. Сравнительная интеграция. Практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Тихоокеанской Азии. М.: Аспект Пресс, 2012. 256 с.
Карной М., Добрякова М.С., Доссани Р. Массовое высшее образование. Триумф БРИК? М.: НИУ ВШЭ, 2014. 528 с.
Лебедева М.М. Мировая политика в контексте глобального образовательного пространства // Сравнительная политика. 2021. № 2. С. 122-139.
Меликян А.В. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР // Вестник международных организаций. 2021. Т. 16. №1. С. 194-224.
Ситарян С.А., Дюжева Н.В., Лукьянец А.С. Роль Сетевого университета БРИКС в интернационализации образования // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 2. С. 306-316.
Handbook of higher education in the BRIC сountries. Ed. by P. Blessinger. NY: Emerald Publishing Limited, 2022. 496 p.
King R. Policy internationalization, national variety and governance: Global models and network power in higher education states // Higher education. 2010. Vol. 60. № 6. рp. 583-594.
Kuzhabekova A., Hendel D., Chapman D. Mapping global research on international higher education // Research in comparative and international education. 2015. № 10(4). рp. 520-547.
Marginson S. Higher education and the common good. Melbourne: Melbourne University Publishing, 2016. 282 p.
Mathai R., Dailami M. BRICS Partnership for global transformation: agenda for the 8th BRICS summit // Economic and political weekly. 2016. Vol. 51. № 43. рp. 16-19.
Mok K. H., Chan S. International benchmarking with the best universities: policy and practice in mainland China and Taiwan // Higher education policy. 2008. Vol. 21. № 4. рp. 469-486.
Peters M.A., Humes W. Education in the Knowledge Economy // Policy Futures in Education. 2003. Vol. 1. № 1. рp. 1-19.
Schwartzman S., Pinheiro R., Pillay P. Higher education in the BRICS сountries: investigating the pact between higher education and society. Dordrecht: Springer, 2015. 547 p.
Sidhu R., Christie P. Transnational higher education as a hybrid global/local space: A case study of a malaysian-australian joint venture // Journal of sociology. 2015. Vol. 51. № 2. рp. 299-316.