Инновационные подходы к оптимизации профессиональной подготовки медицинских кадров в условиях цифровой трансформации высшего образования в Российской Федерации

Авторы

  • Давид Викторович Фирсов Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
  • Елизавета Сергеевна Жила Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
  • Андрей Олегович Атрощенко Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова

Ключевые слова:

медицинское образование, цифровая трансформация, инновационные подходы, оптимизация, профессиональная подготовка, компетенции

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью модернизации системы медицинского образования в условиях стремительной цифровизации и глобальных вызовов здравоохранению. Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс инновационных подходов к оптимизации профессиональной подготовки медиков, обеспечивающих формирование компетенций, адекватных требованиям цифровой медицины. Исследование опирается на интеграцию системно-деятельностного, компетентностного и акмеологического подходов. Эмпирическая база включает данные лонгитюдного мониторинга профессионального становления 450 студентов медицинских вузов из 12 регионов РФ. Применялся комплекс методов: анкетирование, экспертная оценка, анализ продуктов деятельности, статистическая обработка данных. Разработана и верифицирована структурно-функциональная модель оптимизации подготовки медиков, включающая целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный блоки. Доказана эффективность симуляционных технологий, кейс-метода, проектного обучения в формировании цифровых компетенций. Выявлена положительная динамика мотивации, познавательной активности, академической успеваемости студентов. Полученные результаты вносят значимый вклад в развитие теории и методики профессионального медицинского образования. Предложенная модель может служить концептуальной основой для проектирования адаптивных образовательных программ. Практическая ценность связана с возможностью тиражирования апробированных подходов. Перспективы исследования – разработка персонализированных образовательных траекторий медиков.

Библиографические ссылки

Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-3. С. 545-547.

Величко В.В., Давыдов П.С., Пушкарь Д.Ю. Перспективы применения технологий дополненной реальности в медицинском образовании // Современное образование. 2018. № 4. С. 14–25.

Герасименко С.Л. Технология проектирования компетентностной модели выпускника медицинского вуза // Высшее образование сегодня. 2019. № 1. С. 14-18.

Гуремина Н.В., Путинцева Е.В. Анализ перспективных направлений цифровизации медицинского образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6.

Иванов А.В., Шишкин Д.П., Царегородцев А.А. Информационные технологии оценки сформированности компетенций студентов медицинских специальностей // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 1(33). С. 50-58.

Малиновская Н.А., Болгова Т.А. Коммуникативная компетентность врача в условиях цифровизации медицины // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10. № 1. С. 81-91.

Найговзина Н.Б., Филатов В.Б., Горшков М.Д. и др. Система симуляционного обучения в подготовке медицинских кадров в Российской Федерации // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 1. С. 7-12.

Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Шулаев А.В. Инновационные подходы в обучении студентов медицинских вузов // Медицинское образование и вузовская наука. 2018. № 1(11). С. 10-16.

Buja L.M. Medical education today: all that glitters is not gold // BMC Med Educ. 2019. Vol. 19. № 110.

Coffey C.S., MacDonald B.V., Shahrvini B., Baxter S.L., Lander L. Student perspectives on remote medical education in clinical core clerkships during the COVID-19 рandemic // Medical science educator. 2020. Vol. 30. рр. 1577-1584.

Davis L., Mostoufi B., Chatterji M. Competency-based assessment of procedural skills: A survey of US medical schools // Academic medicine. 2021. Vol. 96. № 4. pp. 571-578.

Frohna J.G., Gruppen L.D., Fliegel J.E., Mangrulkar R.S. Development of an evaluation of medical student competence in evidence-based medicine using a computer-based OSCE station // Teach learn med. 2006. Vol. 18. № 3. pp. 267-272.

Guze P.A. Using technology to meet the challenges of medical education // Transactions of the American Clinical and Climatological Association. 2015. Vol. 126. pp. 260-270.

Hernandez M., Vohra T., Hasnani-Samnani Z., Forsythe K., Selby P. Approaches to learning by students in medicine, nursing and respiratory therapy: A comparative study // Canadian medical education journal. 2021. Vol. 12. № 4. pp. 48-57.

Parve S., Ershadi A., Karimov A. Healthcare simulation technology adoption during the COVID-19 pandemic: A systematic review // Journal of clinical medicine. 2021. Vol. 10. № 16. pp. 20-37.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Фирсов ДВ, Жила ЕС, Атрощенко АО. Инновационные подходы к оптимизации профессиональной подготовки медицинских кадров в условиях цифровой трансформации высшего образования в Российской Федерации. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 25 ноябрь 2024 г.];14(6-1):163-72. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1645

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ