Влияние традиционной китайской музыкальной культуры на формирование выразительности в хоровом пении студентов в России
DOI:
https://doi.org/10.25726/v3892-2566-5614-jКлючевые слова:
традиционная китайская музыка, хоровое пение, выразительность, студенческие коллективы, межкультурные влиянияАннотация
Традиционная китайская музыкальная культура имеет глубокие корни и богатую историю, оказывая значительное влияние на различные аспекты музыкального искусства во всем мире. В данной статье исследуется влияние китайской музыкальной традиции на формирование выразительности в хоровом пении студентов в России. Цель работы – выявить специфические элементы и техники, заимствованные из китайской музыки, и проанализировать их роль в развитии выразительных возможностей российских студенческих хоровых коллективов. Исследование основывается на анализе 25 российских студенческих хоровых коллективов (общей численностью 487 участников) из 12 регионов России. Применялись методы музыкально-теоретического анализа, сравнительного анализа, анкетирования, интервьюирования и статистической обработки данных. Изучались репертуар коллективов, особенности исполнения, используемые вокальные техники и приемы, а также субъективное восприятие участниками влияния китайской музыки на их исполнительское мастерство. Выявлено, что 76% исследуемых хоровых коллективов включают в свой репертуар произведения, основанные на традиционной китайской музыке или содержащие ее элементы. Наиболее часто используемыми элементами являются пентатонические лады (встречаются в 64% произведений), специфические мелизмы (48%) и орнаментика (35%). 82% руководителей хоров отмечают положительное влияние китайской музыки на развитие выразительности и технического мастерства исполнителей. Среди участников коллективов 78% указывают на расширение своего музыкального кругозора и 65% отмечают улучшение навыков интонирования и звукоизвлечения.
Библиографические ссылки
Ведерникова М.А. Деятельность отечественных танцовщиков и балетмейстеров эмигрантов первой волны в Китае (на примере творчества В.К. Ижевского) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 10. Ч. 2. С. 40-44.
Го Л. Китайская балетная школа неразрывно связана с русской. 2020.
Иванов В.А. Сяо Сухуа: «Становление классического балета в Китае – заслуга русских педагогов» // Самарские известия. 2009. № 146.
Курапова Е.Р., Мясников В.С., Чернобаев А.А. Китайская Народная Республика в 1950-е годы. Сборник документов: В 2 т. Под ред. В.С. Мясникова. Т. 2: Друг и союзник нового Китая. М.: Памятники исторической мысли, 2010. 526 с.
Ли Сяоцзя, Ян Сяоюань. Способы наследования национального китайского вокального музыкального искусства в современном контексте мультикультурализма // Мир комедии. Тяньцзинь, 2021. № 10. С. 96-97.
Ли Фэнчунь. Размышления о феномене национальной культуры вокального творчества и исполнительства в Китае // Большая сцена. Чунцин, 2022. № 5. С. 106-107.
Ма Лянь. Современное значение традиционного китайского вокального наследия // Art Research. Шэньчжэнь, 2019. № 2. С. 106-107.
Никитин В.Ю. Мастерство педагога в современном танце. М.: ГИТИС, 2011. 472 с.
Сюй Кейин. Анализ развития национальной вокальной культуры на территории Китайской Народной Республики // Contemporary Music. Шанхай, 2020. № 12. С. 70-72.
Торгашов В.Н. Теория и история хореографического искусства. Орел: Орловский государственный институт культуры и искусства, 2004. 368 с.
Худеков С.Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал. М.: Эксмо, 2010. 544 с.
Цзинь Фэн. Исследование происхождения китайской вокальной культуры // Mangzhong. Чунцин, 2023. № 22. С. 235-236.
Чжан Т. К истокам создания пекинского хореографического училища. Ольга Александровна Ильина // Человек и культура. 2020. № 5. С. 25-35.
Чжан Цзин. Анализ процесса передачи будущим поколениям китайской традиционной культуры вокальной музыки // Heilongjiang Pictorial. Харбин, 2021. № 11. С. 19-21.
Ян Чуаньцзе. Позиционирование китайского вокального наследия в международном пространстве // Art Grand View. Пекин, 2021. №9. С. 18-19.