Исследование влияния цифровых технологий на современные методики обучения и их применение в образовательном процессе
DOI:
https://doi.org/10.25726/g8847-9248-3087-yКлючевые слова:
цифровые технологии, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), методики обучения, образовательный процесс, эффективность обучения, цифровые компетенцииАннотация
В эпоху цифровой трансформации, когда информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стремительно развиваются и проникают во все сферы жизни общества, система образования претерпевает значительные изменения. Данное исследование ставит своей целью проанализировать влияние цифровых технологий на современные методики обучения и их применение в образовательном процессе. В рамках работы были изучены теоретические и практические аспекты внедрения ИКТ в учебный процесс, рассмотрены преимущества и потенциальные риски использования цифровых инструментов, а также проведен анализ эффективности их применения в различных образовательных контекстах. Материалы и методы исследования включают в себя систематический обзор научной литературы по данной проблематике, анализ статистических данных о степени интеграции цифровых технологий в образовательные учреждения различных уровней, а также эмпирические данные, полученные в ходе опросов и интервью с педагогами и учащимися. В частности, были проанализированы результаты анкетирования 120 преподавателей и 450 студентов из 15 вузов России, направленного на выявление особенностей использования ИКТ в учебном процессе и оценку их эффективности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что внедрение цифровых технологий в образовательный процесс способствует повышению мотивации и вовлеченности учащихся, развитию их цифровых компетенций и навыков самостоятельной работы. Так, 78% опрошенных преподавателей отметили, что использование интерактивных обучающих платформ и мультимедийных материалов позволяет существенно повысить качество усвоения учебного материала. В то же время, исследование выявило ряд проблем, связанных с недостаточной технической оснащенностью образовательных учреждений, низким уровнем цифровой грамотности части педагогов и рисками чрезмерного увлечения учащихся виртуальной средой в ущерб традиционным формам обучения и социализации.
Библиографические ссылки
Дьякова Т.А., Жеребцова Ж.И., Холодкова М.В. Учебный лонгрид как способ организации цифрового образовательного интернет-ресурса по русскому языку как иностранному // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 194. С. 113-124.
Егорова Ю.Н., Черемисина В.О. Психолого-педагогическое сопровождение формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С.125-128.
Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Калимуллина А.А. О понятийно-терминологическом аппарате дидактики цифровой эпохи // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 2(92). С. 20-34.
Игнатьева Г.А., Сдобняков В.В. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 3(40). С. 1-26.
Казарбин А.В., Драчев К.А., Лунина Ю.В. Развитие инженерного мышления средствами научно-исследовательской деятельности студентов // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 3-1. С.213- 221.
Кожевникова М.Н., Хамраева Е.А., Ряузова О.Ю., Юдушкина О.В. Формирование социокультурной среды средствами лингвострановедческого контента при обучении РКИ // Наука и школа. 2021. № 6. С. 162-172.
Лапидус Л.В. Стратегии цифровой трансформации бизнеса в условиях нарастающей турбулентности цифровой среды // Управление бизнесом в цифровой экономике: сб. тез-в выступ-й IV Междунар. конф., Санкт-Петербург, 18-19 марта 2021 г. СПб.: СПбГУПТД, 2021. С. 20-25.
Лебедева М.Ю. Цифровая трансформация в обучении русскому языку: ожидания преподавателей // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2022. № 7. С. 1339-1343.
Лёвина Г.М. Специфика преподавания РКИ в цифровую эпоху. Часть 1. Уровень А1: монография. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 190 с.
Пашковская С.С., Хэ С., Чжун Г. Инновационные технологии и современная модель обучения русскому языку как иностранному // Буслаевские чтения: сб. науч. ст. по мат. IX Всероссийской науч.-прак. конф. с междунар. уч. Пенза: ПГУ, 2021. С. 378-380.
Попов А.Н., Хандримайлов А.А., Малахова О.Ю. Формирование корпоративных компетенций будущего инженера ресурсами образовательного процесса технического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-2. С. 188-191.
Рамазанов Р.Г., Годунова Е.А. Возможности и перспективы stem-образования в системе повышения квалификации педагогов // The Scientific Heritage. 2020. № 50-5(50). С. 26-31.
Рожик А.Ю. Креативная составляющая инженерного мышления: теоретическое и экспериментальное исследование // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. Т. 10. № 2. С. 89-108.
Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Развитие инженерного мышления - основа повышения качества образования: учебное пособие. М.: МАДИ (ГТУ), 2007. 95 с.
Сдобняков В.В., Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Соткина С.А., Моисеенко А.В. Сетевой проект подготовки наставников по развитию. Практикоориентированная монография. Нижний Новгород: Мининский университет, 2022. 64 с.
Стрельчук Е.Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 102-115.