Влияние психоакустических особенностей на формирование технических и эмоционально-выразительных навыков в обучении фортепиано: интегративный анализ в контексте сенсомоторной интеграции и музыкального восприятия
DOI:
https://doi.org/10.25726/u7774-1063-5740-lКлючевые слова:
фортепианное обучение, психоакустика, сенсомоторная интеграция, музыкальное восприятие, технические навыки, эмоционально-выразительные навыкиАннотация
В настоящее время в практике отечественного музыкального образования недостаточно полно учитываются особенности восприятия и обработки звуковой информации у обучающихся, что негативно сказывается на эффективности обучения фортепиано. Однако мировая наука накопила значительный объем данных, подтверждающих важность учета индивидуальных психоакустических особенностей музыкантов при построении образовательного процесса. Несмотря на это, в российской практике предмет психоакустики в контексте музыкального обучения изучается крайне фрагментарно. В данном исследовании был проведен интегративный анализ влияния психоакустических особенностей на формирование технических и эмоционально-выразительных навыков при обучении фортепиано в условиях российского музыкального вуза. Была рассмотрена роль сенсомоторной интеграции и музыкального восприятия в данном процессе. В исследовании приняли участие 132 студента теоретико-композиторского и инструментального факультетов в возрасте от 18 до 25 лет, проходившие обучение по классу фортепиано. С помощью психодиагностических методик оценивались индивидуальные особенности слухового и моторного восприятия, а также уровень сформированности технических и эмоционально-выразительных навыков на различных этапах обучения. Полученные данные свидетельствуют о существенном влиянии психоакустических характеристик на эффективность обучения, что подтверждает необходимость индивидуализации образовательного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
Библиографические ссылки
Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI вв.: автореф. дисс. ... к. иск. СПб., 2009. 24 с.
Вороничев О.Е. Каламбур как феномен русской экспрессивной речи: специальность 10.02.01 "Русский язык": автореферат дис. доктора филологических наук. Московский государственный педагогический университет. Москва, 2014. 51 с.
Долинская Е.Б. Николай Метнер. 1-е изд. М.: П. Юргенсон, 2013. 328 с.
Житомирский Д.В. Н.К. Метнер (заметки о стиле) // Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1981. С. 283-329.
Зетель И.З. Н.К. Метнер – пианист. Творчество. Исполнительство. Педагогика. М.: Музыка, 1981. 197 с.: нот. ил.
Кирносова Е. Верный рыцарь романтизма. // Музыка и время. 2007. № 4. С. 14-17.
Маряч А.Ю., Шипилкина Т.А. Содержательно-методический аспект формирования исполнительской компетентности будущего учителя музыки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 5. С. 536-542.
Маряч А.Ю., Шипилкина Т.А. Формирование профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе // Вестник ТГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2021. Т. 26. № 194. С. 134-146.
Мельник Л.С. Влияние детского фортепианного репертуара Сергея Баневича на развитие образного мышления учащихся ДМШ // XIX Царскосельские чтения: мат. междунар. науч. конф. Под общ. ред. В.Н. Скворцова, отв. ред. Л.М. Кобрина. СПб.: Изд-во Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2015. С.158-163.
Мозгот В.Г., Чжан Чэнхань, Сян Лянь. Синтез национального и европейского в исполнительском искусстве Китая в конце ХХ – начале XXI века // Бюллетень международного центра «Искусство и образование». 2021. № 5.
Мухина В.С. Интонирование как феномен культуры: на пересечении внешних исторически складывающихся реалий // Развитие личности. 2017. № 3. С. 44-77.
Садыкова З.С. О роли эстрадного исполнительства на фортепиано в становлении и развитии эстрадного музыкального искусства Узбекистана // Наука, образование и культура. 2018. №1(25). С. 92-94.
Торопова А.В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология: монография. 2-е изд. М.: Изд-во МПГУ, 2018. 338 с.
Торопова А.В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: дисс. ... д. психол. н. М., 2014. 337 с.
Ушакова Л.Г. Структура профессионального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета: дисс. ... канд. псих. наук. Иркутск, 2008. 189 с.
Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство: учеб. пос. Изд-е 6-е. СПб.: Лань, 2021. 560 с.
Шипилкина Т.А. Особенности организации музыкально-образовательного процесса для иностранных студентов из Китайской Народной Республики // Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации: мат. VI Всерос. (нац.) науч. конф., посвящ. 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета (г. Пенза, 17 декабря 2020 г.). Под общ. ред. О.П. Суриной. Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. С. 348-351.