Развитие творческих способностей студентов технического института в процессе занятий по художественным дисциплинам
DOI:
https://doi.org/10.25726/s5169-1082-6692-wКлючевые слова:
Творческие способности, студенты, технический вуз, художественные дисциплиныАннотация
Развитие творческих навыков студентов технических вузов является актуальной проблемой, поскольку работа в области точных наук не всегда способствует формированию творческого мышления. Цель данного исследования заключалась в изучении влияния занятий художественными дисциплинами на развитие творческих способностей будущих инженеров-технологов. В исследовании приняли участие 50 студентов технического факультета в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся на первом-третьем курсах. Исследование проводилось в течение учебного года. Экспериментальная группа из 25 человек занималась дополнительно живописью, рисунком и композицией один раз в неделю в течение полутора часов. Контрольная группа не проходила дополнительных занятий. До и после эксперимента все участники прошли тестирование, направленное на выявление уровня развития их творческих способностей. Были применены такие методики как тест на расширение творческого мышления Торренса, методика диагностики уровня развития творческих способностей. Творческий уровень студентов анализировался с помощью метода бальной оценки. Результаты исследования показали, что у студентов экспериментальной группы произошло значительное развитие исследуемых показателей творческих способностей по сравнению с контрольной группой. Таким образом, занятия художественными дисциплинами оказали положительное влияние на развитие творческих навыков будущих инженеров-технологов.
Библиографические ссылки
Акулич Е.М., Бондарчук Д.А. Социально-культурные возможности проектного подхода как способа профессионального развития студентов творческого вуза // Modern humanities success. 2021. № 7. С. 7-12.
Белова И.Л., Быстрова Н.В., Михайленко Д.М. Визуальное моделирование как метод обучения дизайн-педагогической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 37-39.
Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Краева И.А. Структура и компоненты проектной деятельности педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 69-71.
Калюжная Е.Г. К вопросу о понятии и структуре художественно-творческой деятельности // Педагогика искусства. 2017. № 4. С. 76-80.
Клабукова А.В. Пути формирования исполнительского мастерства вокалистов в вузах культуры на основе деятельностного подхода // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. №3. С. 182-193.
Надырова Х.Г., Надырова Д.А. Развитие творческого мышления абитуриентов в структуре довузовской подготовки архитекторов (на примере КГАСУ) // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: материалы 11-ой Международной научно-практической конференции / Казанский гос. архитектурно-строительный ун-т. Казань, 2017. С. 295-300.
Панина, Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е издание. М.: Академия, 2014. 176с.
Папуткова Г.А., Саберов Р.А., Фильченкова И.Ф. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 4 (37).
Петрова Л.Е., Фитьмов Е.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов на основе академической системы художественной подготовки // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 2. С. 310-314. DOI: 10.55355/^2022112308.
Пивницкая О.В. Особенности реализации интонационного подхода в курсе фольклорного сольфеджио на примере русской традиционной культуры // Музыкальное искусство и образование. 2019. №7. С. 120-131.
Профессор Чжан Лэй, директор кафедры промышленного дизайна, рассказывает о проблемах дизайна. Сайт Академии изящных искусств, Университет Цинхуа, 2021.
Слабуха А. В. Архитектурное образование [высшее в Красноярске] // Учить творчеству! К истории профессионального образования в области искусства в Красноярске / Н.П. Алексеева и др. Сибирский гос. ин-т искусств имени Дм. Хворостовского. Красноярск, 2019. С. 335-349.
Стрижак А.В. Инновационные методы в обучении бакалавров специализации «Промышленный дизайн» при помощи бионического формообразования // Инновации в сфере промышленного дизайна : сборник материалов научно-практического семинара (Москва, 30 сентября 2020 года). - Москва : Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина, 2021. С. 53-58.
Топчий И.В. Критерии эффективности проведения творческих конкурсов для молодежи в области архитектуры // Ценности и смыслы. 2019. № 4 (28). С. 114-125.
Фирсова Г.А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов-вокалистов: компетентностный подход // Молодой ученый. 2018. №37. С. 176-177.
Чеботкин В.А. Традиция и русское изобразительное искусство // Музыкальное и художественное образование: опыт, традиции, инновации: сб. науч. ст. II междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 26 ноября 2020 года. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2020. С. 66-73.