Применение моделированных ситуаций при обучении игре на саксофоне для иллюстрирования нотных выкладок
DOI:
https://doi.org/10.25726/m3845-5756-8570-nКлючевые слова:
моделирование ситуаций, саксофон, высшее музыкальное образование, нотные выкладки, статистический анализ, машинное обучение, музыкальная теория, оптимизация процесса обучения, Российская ФедерацияАннотация
В настоящей научной работе проводится комплексное исследование применения методов моделирования ситуаций при обучении игре на саксофоне в образовательных учреждениях высшего образования в Российской Федерации. Интерес к данной проблематике обусловлен ростом значимости саксофона как инструмента в современных музыкальных жанрах и необходимостью оптимизации процесса обучения. Моделирование ситуаций предлагает радикально новый подход к обучению, позволяя учащимся не просто механически заучивать нотные выкладки, но и понимать их структурную и функциональную роль в контексте конкретных музыкальных композиций. Исследование базируется на анализе данных с 18 высших учебных заведений России, включая детальный анализ курсов и программ обучения, а также интервью с 67 преподавателями и 124 студентами. Инструментарий исследования включает в себя статистические методы, такие как многомерный регрессионный анализ, машинное обучение и методы глубокого обучения для автоматического распознавания и классификации моделей нотных выкладок. В работе представлены подробные результаты, иллюстрирующие эффективность применения моделированных ситуаций в обучении. В частности, демонстрируется, что использование этого метода повышает уровень понимания музыкальной теории у студентов на 37% и ускоряет процесс запоминания нотных выкладок на 26%. Данные результаты имеют ключевое значение для дальнейшего развития методик обучения игре на саксофоне и могут быть применены для создания новых образовательных курсов и программ. Таким образом, научная статья предоставляет ценный вклад в понимание роли и возможностей моделирования ситуаций в обучении игре на саксофоне, предлагая эмпирически подкрепленные методики и подходы, которые могут быть адаптированы для различных музыкальных дисциплин.
Библиографические ссылки
Анисимова Н.П., Тарханова И.Ю. Системогенез педагогической деятельности как методология обеспечения преемственности результатов различных уровней подготовки педагога // Педагогика. 2021. Т. 85, № 5. С. 97-104.
Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Ценности педагогического образования: сущность и генезис // Ценности и смыслы. 2019. № 4. С. 6-23.
Джиоев С.Л. К вопросу о специфике подготовки военного дирижера // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 30.
Джиоев С.Л. Образование звука духовых инструментов: генерация, резонанс, свойства. Актуальные вопросы исполнительства и методики обучения игре на духовых и ударных инструментах // материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. Военный университет. Москва. 2022. С. 46-51.
Кириллов С.В., Орлов Н.Н. Звуковые осциллограммы штрихов при игре на духовых инструментах. Актуальные вопросы исполнительства и методики обучения игре на духовых и ударных инструментах: теоретический и практический взгляд (к 115-летию со дня рождения Народного артиста РСФСР, профессора Георгия Антоновича Орвида): материалы Межвузовской научно-практической конференции слушателей и курсантов Военного института (военных дирижеров) Военного университета. Москва. 2019. 27-34 с.
Лю Я. О практической модели преподавания саксофона в высших учебных заведениях. Юэфу Синьшэн // Журнал Музыкальной консерватории Шэньяна. 2020. № 4. С. 94-101.
Майстренко А.В. Профессор и кавалер Адольф Сакс // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции. СПб.: Скифия-принт, 2017. С. 258-271.
Понькина А.М. Акустический импеданс при игре на духовых инструментах. Актуальные вопросы исполнительства и методики обучения игре на духовых и ударных инструментах // материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. Военный университет. Москва. 2022. С. 131-139.
Понькина А.М. Экспериментальные исследования исполнительского аппарата музыканта-духовика. Актуальные вопросы методики обучения игре на духовых и ударных инструментах: традиции и инновации // материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. Военный университет. Москва. 2021. С. 114-122.
Понькина А.М., Григорьев Е.В. Работа голосового аппарата исполнителя при игре на саксофоне и профессиональном пении // Культурная жизнь Юга России. 2017. № 3 (66). С. 45-49.
Скибицкий Э.Г, Скибицкая И.Ю. Роль фасилитатора при подготовке магистрантов в образовательной организации. Москва: ИСГУ 2018. 95–104 с.
Филонова Н., Синявская Н. Об особенностях симфонического языка К. Дебюсси // Молодежь и XXI век: материалы международного симпозиума. 2018. Т. 2. С. 29-294.
Хабибова А.С. Использование графической фасилитации как средства повышения эффективности обучения студентов в рамках элективного модуля «цифровые технологии в искусстве» // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2019. Выпуск 64. Ч. 4. С. 250-252.
Чжоу И. Китайский саксофонист Ли Юйшэн и его творческие американские контакты // Музыкальное образование и наука. 2020. № 1. С. 45 - 48.
Ю Ц. Исследование интеграции поп-музыки и преподавания саксофона // Литературная и художественная жизнь. 2019. № 5. С. 226 - 227.