Аспекты обучения информационной безопасности в вузах России

Авторы

  • Сергей Евгеньевич Голиков Доцент Севастопольский государственный университет
  • Виталий Алексеевич Луцышен Севастопольский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/r0705-5602-5928-e

Ключевые слова:

информационная безопасность, высшее образование, Рособрнадзор, БКУ, кибератаки

Аннотация

В декаде информационных технологий, когда данные становятся ключевым активом и орудием влияния, вопросы информационной безопасности в высшем образовании России приобретают важнейшую актуальность. Данные Рособрнадзора свидетельствуют, что на 2023 год число студентов, обучающихся по специальностям, связанным с информационной безопасностью, составляет 150 тысяч человек, что в 1.2 раза больше, чем в 2021 году. Проблематика информационной безопасности пронизывает все сферы человеческой деятельности. На фоне этого, за последние 5 лет число вузов России, включивших дисциплины информационной безопасности в общеобразовательный план, возросло на 15%, достигая отметки в 80%. Однако анализ 500 открытых учебных программ показал, что всего лишь 20% из них подразумевают комплексный подход к обучению информационной безопасности. Между тем, цифровые угрозы усиливаются: по данным Бюро по координации угроз (БКУ), за 2022 год количество кибератак на учебные заведения возросло на 35%. Настоящая статья представляет собой анализ аспектов обучения информационной безопасности в вузах России.

Библиографические ссылки

Валеева Е.В. Формирование человека: проблемы образовательного универсума // Вопросы культурологии. 2017. № 4. С. 15-22.

Зуфарова А.С. Возможность развития информационно-образовательной среды вуза // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39). С. 81-88.

Каберник В.В., Тимофеева О.А. Обеспечение безопасности образовательной среды на примерах США, стран Европы и России // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 4 (43). С. 119-129.

Козлов О.А., Гузикова Л.А. Информационная безопасность как условие деятельности образовательных организаций // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 22. С. 43-50. https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.22.6

Крупченко А. К., Кузнецов А. Н., Анзина Т. И. и др. Аксиология иноязычного образования: среднее профессиональное педагогическое образование. Монография. М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования; 2017. 230 с.

Кузина Н.Н. Культура информационной безопасности личности учителя и процесс ее формирования у студентов педагогического вуза // Kant. 2018. № 2 (27). С. 85-91.

Обеспечение безопасности в образовательных организациях: теория и практика: учебное пособие / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, Л.Г. Пак и др. Оренбург: Издательско-полиграфический комплекс «Университет», 2019. 199 с.

Попова Е.А. Формирование ценностных ориентаций у студентов-международников в курсе дисциплины «Иностранный язык» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 6 (814). С. 124-138.

Роберт И.В. Подготовка педагогических кадров в области информационной безопасности личности в условиях цифровой трансформации образования // Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде: сб. науч. тр. М., 2021. С. 151-170.

Сидакова А.А. Система норм об обеспечении транспортной безопасности в уголовном законодательстве России и за рубежом // Транспортное право. 2018. №1. С 22-25.

Смирнова А.А., Захарова Т.Ю., Синогина Е.С. Киберугрозы безопасности подростков // Ped. Rev. 2017. № 3 (17). С. 99-107.

Суворова Г.М., Горичева В.Д. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. М.: Юрайт, 2020. 346 с.

Тойнби А. Дж. Исследование истории, Возникновение, рост и распад цивилизаций. Т. 1 / пер. с англ. К. Я. Кожурина. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. 670 с.

Целуйко А.В., Петроченко В.В. Вопросы информационного обеспечения транспортной безопасности в условиях современности // Транспортное право. 2017. № 4. С. 28-31.

Ovchinnikova N., Astafyeva M., Fedotkina E. Internationalization and Interdisciplinary Education In Foreign Language Curricula of Future Innovatics Managers. EDULEARN 21 Proceedings: 13th International Conference on Education and New Learning Technologies; 2021. DOI: 10.21125/edulearn.2021.0683

Загрузки

Опубликован

2023-06-15

Как цитировать

1.
Голиков СЕ, Луцышен ВА. Аспекты обучения информационной безопасности в вузах России. УО [Интернет]. 15 июнь 2023 г. [цитируется по 21 февраль 2024 г.];13(6):86-93. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/928