Экономико-педагогические методы в проведении экспериментов в системе когнитивных наук

Авторы

  • Амина Магомедовна Галаева Финансовый университет при правительстве Российской Федерации

DOI:

https://doi.org/10.25726/d3027-9578-5002-s

Ключевые слова:

парадигма, метод, эксперимент, когнитивность, наука

Аннотация

Парадигмальный подход предлагает рассматривать науку как вид коллективной человеческой деятельности, учитывая роль всех факторов, влияющих на ее реализацию, как эпистемных, так и социокультурных. Томас Кун обосновал революционный характер исторических трансформаций в науке, отрицая тем самым кумулятивистскую модель ее развития с поступательно-эволюционной траекторией изменений. Наука, в рамках позитивизма, представала безличностным процессом получения знания с жесткой внутренней логикой развития. Соответственно, неуместным и нелегитимным было применение моральных или любых других видов оценки как самого процесса научного познания, так и к его результатам. Считалось, что плоскость логики научного прогресса непосредственно недотична к ценностносмысловой сфере, они не противоречат друг другу, но и не пересекаются. Зато парадигмальный подход открыл новые перспективы исследований в философии науки, в частности способствовал так называемым аксиологическому и антропологическом поворотам – обращению к проблеме ценностей, особенно нравственных, актуализации принципов гуманизма и гуманитаризации научного знания.

Библиографические ссылки

Калинин Э.Ю., Люскин М.Б. Когнитивные особенности дисциплинарной организации науки (философско-методологический анализ) // Гуманитарный вестник. 2018. № 3 (65). С. 1.

Князева Е.Г. Когнитивная наука и основы лингвистического знания // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2018. № 2. С. 34-38.

Михайлов И.Ф. К общей онтологии когнитивных и социальных наук // Философия науки и техники. 2017. Т. 22. № 2. С. 103-119.

Михайлов И.Ф. Философское "я", время и когнитивные науки // Vox. Философский журнал. 2016. № 21. С. 260-278.

Мусс А.И. Топос сознания в когнитивной науке // Научное мнение. 2018. № 2. С. 41-43.

Одинцова И.В. Когнитивная лингводидактика в ряду других когнитивных наук // Мир русского слова. 2017. № 4. С. 80-86.

Переслегин С.Б. Эффект "чужого поля": российская наука в англо-саксонском когнитивном пространстве // Экономические стратегии. 2017. Т. 19. № 8 (150). С. 50-65.

Семенова В.Г. Когниция, когнитивная наука и язык // Международный академический вестник. 2018. № 5 (25). С. 102-106.

Соловьёв А.И. Кризисы и "кризисы": кактрактовать когнитивные конфликты политической науки? // Политическая наука. 2018. № 1. С. 105-121.

Шалагин С.В., Шалагина Г.Э. Когнитивные проблемы компьютерного моделирования как предмет исследования в информатике и когнитивных науках // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 32. № 4. С. 161-165.

Загрузки

Опубликован

2023-05-15

Как цитировать

1.
Галаева АМ. Экономико-педагогические методы в проведении экспериментов в системе когнитивных наук. УО [Интернет]. 15 май 2023 г. [цитируется по 26 май 2024 г.];13(5):17-23. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/874